Российский вариант кредитования покупки автомобилей принципиально отличается от западного. У нас этим занимаются банки. Там - автопроизводители. Процентная ставка за границей составляет 10-15%. В России она никогда не опускается ниже 18%. Причем сразу необходимо заплатить 30% стоимости машины (за рубежом на 20% меньше). Еще одно отличие в том, что в цивилизованных странах кредитами при покупке машин пользуется 70-80% населения. В России почти никто не желает вешать на шею кроме обычных еще и банковские долги.
Правда, в столице наблюдается несколько иная картина. Москвичи как наиболее обеспеченные россияне и до, и после кризиса проявляют желание растянуть процесс покупки машины на несколько месяцев. Примерно 1,5-2 года назад за новую сферу бизнеса взялись самые мощные столичные банки, многие из которых уже прекратили свое существование.
Советник президента Пробизнесбанка Павел Бусыгин сообщил, что до кризиса в его банке кредиты получали пять клиентов в день. Сейчас их число сократилось до пяти в неделю. Кроме этого, банк стал тщательнее проверять потенциальных должников, разбив их на несколько групп риска. Например, мелкие предприниматели шансов практически не имеют. Их бизнес признается нестабильным и возврат денег сомнительным. Сейчас предпочтение отдается служащим западных и крупных российских учреждений. Потеряли автомобильный номер? Без этого кредит вам не выдадут. Дубликаты гос номеров стоит заказать в таком случае.
Иногда сам клиент понимает, что ему не осилить 18% годовых или трехнедельную процедуру оформления документов. Плюс к этому для получения средств заемщику придется пригласить в гости кредитного эксперта, который с помощью визуального осмотра определит, способен ли клиент отдать деньги. В расчет принимаются даже наручные часы. Владелец “Rolex” имеет больше шансов взять кредит, чем счастливый обладатель ‘Полета" или “Славы".
Обращающиеся в банк часто не знают, что, кроме всего прочего, приобретаемый автомобиль надо обязательно застраховать. А это ни много ни мало еще несколько сотен, а то и тысяч долларов.
После кризиса Пробизнесбанк столкнулся с тем, что люди, получающие зарплату в рублях, не в состоянии расплачиваться по кредиту. В этом случае начинает работать механизм блокирования транспортного средства сотрудниками ГИБДД. Но, как правило, взаимовыгодный вариант все же находится.