При работе шестерен коробки под нагрузкой по линии соприкосновения их зубьев действует значительная сила, вызывающая упругую деформацию сжатия рабочих поверхностей зубьев. Возникающее напряжение сжатия или удельное давление, не должно превышать предела упругости для данного металла. Повышенное удельное давление вызывает усталость поверхностного слоя зубьев шестерен, в результате чего начинает выкрашиваться металл с рабочей поверхности. Повышенное удельное давление уничтожает масляную пленку на поверхности зуба, что является причиной увеличения износа. На износ зубьев сильно влияет продолжительность зацепления или среднее число зубьев, находящихся одновременно в зацеплении. Чем больше это число, тем более плавное зацепление, меньше удельное давление и динамическая нагрузка на зубья. Все эти особенности знают и смогут прояснить специалисты в http://www.uservice.ru/. Квалифицированные мастера помогут вам в выборе необходимого авто, разъяснив все его характеристики. Приобретая машину в салоне, вы прежде всего, обеспечиваете себя современным и надежным видом транспорта. Для косозубых шестерней среднее число зубьев, находящихся в зацеплении, больше, чем у прямозубых. Поэтому ряд мотоциклов с карданной силовой передачей имеет косозубые шестерни высшей (четвертой) передачи. В последнее время косозубыми выполняют шестерни постоянного зацепления коробок передач мотоциклов с цепной силовой передачей.
У косозубых шестерен меньше износ и шум, более плавная работа и большая прочность зубьев.
Продолжительность зацепления возрастает с увеличением числа зубьев малой шестерни, высоты головки зуба и уменьшением угла зацепления а. В коробках передач мотоциклов шестерни преимущественно изготовляют с углом зацепления а = 20° и нормальной высотой головки зуба И! = т.
Для прямозубых шестерен среднее число зубьев т, находящихся одновременно в зацеплении, берут не менее 1,2. В выполненных коробках передач мотоциклов с прямозубыми шестернями т = 1,2 -г- -f- 1,6, для косозубых шестерен т = 1,8-г-2,3.
Износ зуба возрастает по мере увеличения скорости скольжения, удельного давления и уменьшения т.
До настоящего времени ни в автомобилестроении, ни в мотоциклостроении нет общепринятого метода расчета зубьев на износ1. Существующие методы расчета недостаточно экспериментально проверены. Поэтому при выборе допускаемых напряжений необходимо учитывать как прочность, так и износ зубьев шестерен.
В связи с тем что коробки передач автомобилей рассчитывают на значительно больший срок эксплуатации, чем мотоциклов, в ряде случаев допускаемые напряжения выбирают, исходя кеиз прочности, а из износоустойчивости.