Перед выбором параметров и конструированием системы охлаждения необходимо обратить внимание на следующее: дизайнерское решение и схема расположения двигателя определяют площади сечений, используемых для потока охлаждающего воздуха, и максимальный конструкторский объем для размещения радиатора и вентилятора в передке автомобиля. По мощности двигателя можно сделать вывод о величине теплового потока, который необходимо отвести охлаждающей жидкостью, по графику мощностного баланса — об обтекающем воздушном потоке. Следует стремиться к возможно меньшей мощности вентилятора, принимая во внимание необходимость снижения расхода топлива, уровня шума и допустимую предельную нагрузку электрооборудования при использовании для привода вентилятора электромотора. При этом необходимо провести тщательное технико-экономическое сравнение затрат, связанных с увеличением радиатора, с одной стороны, и повышением технических характеристик вентилятора и его привода, с другой.
Решение вопроса передачи теплоты от охлаждающей жидкости в окружающий воздух связано с выбором конструкции и размеров радиатора, водяного насоса и вентилятора, причем особое значение имеют два параметра размеры радиатора и производительность вентилятора. Эти параметры, а также данные о потоке охлаждающей жидкости могут быть получены тремя путями: экспериментально, расчетом и экспериментально-расчетным путем.
Определение необходимых параметров системы охлаждения чисто экспериментальным путем требует много времени и больших затрат. Существующие теоретические методы определения этих параметров недостаточно точны. Поэтому при поиске технических решений чаще всего используют расчетные методы, базирующиеся на экспериментальных исходных данных, и они настолько точны, что уже на стадии проектирования позволяют оценить влияние любых параметров на размеры радиатора, вентилятора и водяного насоса.