На практике число пар зубьев, находящихся в зацеплении, часто уменьшается посредством изменения профиля зуба. Хотя точно фрезерованные эвольвентные зубчатые колеса, если они установлены правильно на валах и если материалы как шестерен, таких поддерживающих частей не деформируются, работают плавно, однако на практике эти условия не выполняются, и наблюдается стремление внешнего конца зубьев вдавливаться в зубья сцепляющейся, с ними шестерни, вызывая шум и неравномерную работу. Для предупреждения этого соответственно изменяется профиль зубьев. Измененная часть поверхности зуба, которая находится вблизи вершины зуба и может занимать более одной четверти высоты вершины зуба, является обычно также эвольвентной, но с большим углом зацепления, чем рабочая часть поверхности зуба.
Примерный расчет. Чтобы дать некоторое представление о числе зубьев в зацеплении шестерен автомобиля, применим выведенное выше уравнение к паре шестерен с 17 и 29 зубьями и питчем 7—У. Тогда найдем, что число нар зацепляющихся зубьев равно 1,34. Если вместо питча 7—9 мы выбрали бы зубья с полной высотой, то число пар зубьев, находящихся в зацеплении, определилось бы в 1,57, а если мы выбрали бы вместо 17 и 29 зубьев и питча 7—9, 20 и 33 зуба с питчем 8—10, которые требуют почти того же расстояния между центрами, то число зацепляющихся пар выразилось бы равным 1,62. Последнее увеличение числа зацепляющихся пар зубьев может показаться поразительно малым, имея в виду значительное увеличение числа зубьев. Значительное улучшение плавности работы получается, если число пар зубьев в зацеплении увеличивается сверх 2. В последнем случае нагрузка на зубья всегда делится между двумя зубьями (правда не одинаково), тогда как, если число зубьев в зацеплении меньше чем 2, вся нагрузка воспринимается на мгновение одним зубом.