– Сергей Викторович, каковы итоги работы ГИБДД в прошлом году?
– По итогам 2010 года нам удалось удержать показатель аварийности на уровне 2004 года, а в сравнении с 2009 годом добиться заметного снижения. В частности, за прошлый год было зафиксировано 3435 ДТП с пострадавшими – это на 6,8 % меньше, чем в 2009 году. В них погибло 487 и ранено 4322 человека, что на 8,5% и 8,7% меньше, чем в 2009 году. То есть это порядка 140-150 человек, которые остались живы.
– С чем вы связываете такое снижение?
– Мы считаем, что в этом проявляется результат недавнего ужесточения ответственности за нарушения ПДД, в том числе за нарушения скоростного режима, нарушения правил проезда светофоров, а также переход дороги в неположенных местах и непредоставление преимущества пешеходам на переходе. Наметившаяся тенденция к сокращению числа ДТП не может не радовать. Это в очередной раз подтверждает правильность работы по повышению безопасности дорожного движения, во главу угла которой ставится изменение правосознания водителей и пешеходов. Кардинально улучшить ситуацию на дорогах под силу только обществу. Если все участники дорожного движения будут дисциплинированными и вежливыми по отношению друг к другу, тогда и аварий станет меньше. Немаловажную роль играет и профилактика, ведь всегда лучше предотвратить ДТП, чем затем разбираться с его последствиями.
Однако снижение аварийности произошло не по всем территориям области: рост числа ДТП отмечен в Саянске, Усть-Илимске, а также в Тулунском и Куйтунском районах.
– Насколько велика доля наездов на пешеходов в сравнении с остальными ДТП с пострадавшими, и из-за чего чаще всего происходит подобные происшествия?
– По статистике доля таких ДТП составляет 1/3 – то есть каждое третье ДТП с пострадавшими. Я бы выделил три основных причины таких аварий. Первая – общее увеличение количества автотранспорта на дорогах. Вторая причина – плохо оборудованные пешеходные переходы, у которых не хватает соответствующих знаков и разметки, а иногда и отсутствие перехода в удобных для пешеходов местах. Кроме того, некоторые наезды произошли из-за отсутствия тротуаров для движения пешеходов, или из-за больших снежных отвалов вдоль дорог, мешающих пешеходам передвигаться по тротуарам или покинуть проезжую часть после перехода дороги. Наконец, третья причина – отсутствие освещения на дорогах. И если в крупных городах этот вопрос стоит не так остро, то в районах проблема освещения дорог и пешеходных переходов особенно актуальна. Кроме того, существует проблема низкой ответственности самих пешеходов, которые переходят дорогу где им удобнее, а нередко и ходят также по дорогам.
– Какие действия со стороны ГИБДД будут приниматься в этом году в целях дальнейшего снижения аварийности на дорогах области?
– Вы знаете, что в 2011 году, согласно реформе МВД, будет продолжено сокращение личного состава Госавтоинспекции – уже сокращено порядка 12% личного состава Госавтоинспекции. В связи с этим мы возлагаем основные надежды на развитие систем автоматической видеофиксации нарушений ПДД. В Иркутске уже начата работа по созданию единого центра обработки информации, откуда и будут рассылаться штрафные квитанции нарушителям. Кроме того, мы будем и дальше проводить анализ дорожной обстановки на дорогах области и усиливать контроль над движением и поведением водителей и пешеходов в местах повышенной аварийности. Я рекомендую всем без исключения пешеходам – и взрослым, и детям – в обязательном порядке носить специальные световозвращающие элементы, которые крепятся на одежду и позволяют водителю даже в темноте разглядеть пешехода. Поверьте, эта превентивная мера безопасности никогда не станет лишней.
Тем временем появилась и общероссийская статистика аварийности. Увы, не столь радостная. Так, всего в стране за 2010 год произошло 199 431 ДТП с пострадавшими, что всего на 2,1% меньше показателей 2009 года. В этих авариях погибло 26 567 человек (-3,9%), и еще 250 635 человек получили ранения (-1,9%). Интересны данные по ДТП с участием пьяных водителей: несмотря на очередное ужесточение ответственности, а также обнуление минимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови, по их вине произошло 11 845 ДТП (снижение всего на 1,4%). Однако жертв все же стало меньше: по вине пьяных водителей в 2010 году погибло 1 954 человек (–15,4%), а 17 280 человек получили травмы (–4,6%). Не удалось добиться снижения числа пострадавших среди детей: с их участием в 2010 году произошло 20 262 аварии (+1,5%), где пострадало 21 149 несовершеннолетних (+1,7%), а 898 детей погибло (-1,8%). Также отмечается рост количества ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорог: таковых аварий в 2010 году в России зафиксировано 41 863 (+9,9%). В них 5 889 человек погибло, и 52 622 ранено. В целом, показатели Иркутской области по количеству ДТП на 10 тыс. единиц автотранспорта составляют 109% от общероссийских (или 52 ДТП на 10000 а/м), однако количество пострадавших чуть ниже общероссийских показателей – 98,4% (192,2 человека на 100000 жителей). |
Беседовал Алексей СТЕПАНОВ
Фото А. Степанова и А. Ямбаева