Одна из причин растущего числа мелких ДТП – рост автопарка: только за прошлый год количество автомобилей на дорогах областного центра выросло на 12700 единиц, а с начала нынешнего года их численность увеличилась еще на 4600 машин. На дорогах становится все теснее – соответственно, растет и количество всевозможных дорожно-транспортных происшествий. Так, по словам руководителя ГИБДД г. Иркутска Вячеслава Жилкина, за прошлый год в Иркутске было зарегистрировано порядка 25400 ДТП, из которых только 1227 – с пострадавшими. Это значит, что не менее чем в 24 тысячах аварий ущерб исключительно материальный.
Руководитель службы аварийных комиссаров «Форсайт» Евгений Лукьянов утверждает, что как минимум 50-70% этих ДТП можно оформить по так называемому европротоколу, то есть вообще без участия ГИБДД (в таких ДТП ущерб не превышает 25 тысяч рублей). В остальных без оформления инспекторами не обойтись. Однако и здесь можно значительно сэкономить время – за счет самостоятельного оформления схемы ДТП с последующим прибытием участников в подразделение ГИБДД для оформления аварии (такие действия допускаются пунктом 2.6 ПДД РФ). Причем в этом случае участникам ДТП не обязательно иметь согласие в степени своей виновности или невиновности в случившемся: при взаимном согласии в обстоятельствах происшествия, а также составленной и подписанной обоими участниками схеме ДТП «разбор полетов» можно перенести с дороги в ближайшее подразделение ГИБДД.
Вот только поступают так буквально единицы. По словам руководителя НП «Союз автомобилистов Сибири» Алексея Шабанова, основными причинами, из-за которых водители не пользуются упрощенными схемами оформления дорожных аварий, являются правовая неграмотность водителей (неумение правильно заполнять извещения о ДТП), а также сложность в оценке возможного ущерба (многие автовладельцы считают понесенный ими ущерб более высоким, нежели он есть на самом деле). Кроме того, известны случаи, когда страховые компании, вопреки Закону об ОСАГО, не принимают у автовладельцев заявления о ДТП, оформленные по европротоколу. Не удивительно, что доля оформленных по упрощенным схемам ДТП растет очень медленно: по разным данным, европротокол используется при оформлении от 1% до максимум 10% всех ДТП без пострадавших.
На что стоит обращать внимание при использовании европротокола: – требуется грамотное заполнение извещения о ДТП для страховой компании – виновник должен быть готов предоставить свой автомобиль для осмотра в страховую компанию – у виновника ДТП должны иметься и быть правильно оформлены (в т.ч. и не быть просроченными) все необходимые документы: личный паспорт, в/у, ПТС, свидетельство о регистрации а/м, полис ОСАГО, талон техосмотра… – между участниками ДТП не должно быть никаких разногласий в обстоятельствах случившегося и в виновности участников |