Наличие данных по надежности позволило разработать методику расчета норм расхода запасных частей. Завод стал непосредственным участником пересмотра норм. Работа велась с заинтересованными организациями (В/О «Союзеельхозгехника», Союзглававтосельмашем, Минавтотрансом РСФСР, институтами: НАМИ НИИАГ, ГосНИТИ, НИИПиН) по двум направлениям:
- ежегодное уточнение номенклатуры запасных частей;
- периодический пересмотр утвержденных норм.
Впервые нормы расхода запасных частей, в которых фигурировали двигатели ЗМЗ, были утверждены в 1971 г. и уже, начиная с 1974 г., начались работы по их уточнению и пересмотру.
В расчете технически обоснованных норм использовались следующие данные по надежности:
- ресурс деталей до замены;
- коэффициент сменности деталей при проведении капитального ремонта;
- фактический расход запасных частей в эксплуатации;
- фактические годовые пробеги автомобилей.
Госплан СССР Постановлением № 30 утвердил новые нормы. Работа завода по увеличению ресурса двигателей в основном нашла отражение в этих нормах. По таким деталям восьмицилиндровых двигателей как картер сцепления, выпускные коллекторы, диск сцепления нажимной, вкладыши коренные - нормы были снижены в 1.5-2.0 раза, а по таким деталям, как гильза цилиндров с поршнем, диск сцепления ведомый - нормы увеличились. В целом, эта работа позволила снять остроту в обеспечении запасными частями за счет повышения ресурса и обоснованного перераспределения производственных мощностей. С введением в стране рыночных отношений эта проблема потеряла свою актуальность. Знание потребности в запасных частях стала основой лишь для внутризаводского планирования.
Аттестация продукции ЗМЗ на государственный Знак качества.
Введенная в начале 70-х годов аттестация продукции по высшей и первой
категориям качества сыграла большую роль в повышении технического уровня и
качества двигателей. Учитывая, что при аттестации по высшей категории качества,
то есть на государственный Знак качества, завод получал надбавку к цене
двигателя с самого начала введения аттестации данные по надежности приобрели
еще большую значимость. К каждой аттестации государственная комиссия требовала
отзывы эксплуатационников с подтверждением фактически достигнутых
количественных показателей надежности двигателей.