Управление автомобилем при движении по льду и в гололедицу требует от водителя особой внимательности и умения. Иногда одно резкое движение рулевым колесом или быстрое торможение может вызвать занос автомобиля, который станет причиной аварии.
В случае если начался занос, необходимо прекратить торможение и, не выключая сцепления, повернуть рулевое колесо в сторону заноса задних колес.
В гололедицу надо обязательно пользоваться цепями противоскольжения, снижать скорость движения до пределов безопасности и в полтора—два раза увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Для изменения скорости движения рекомендуется изменять подачу газа, а тормозить лишь в случае крайней необходимости, применяя для этого одновременно торможение двигателем и тормозами.
Когда автомобильной колонне предстоит преодолеть замерзшее водное препятствие, то предварительно организуется разведка ледяной переправы. Назначенные в состав разведки водители и автомеханики определяют толщину льда, его состояние и крутизну берегов. При определении допустимой для движения автомобилей толщины ледяного покрова следует иметь в виду, что при температуре воздуха ниже 0°С минимальная толщина льда для автомобилей с грузом должна быть не менее: для автомобилей ГАЗ-51 —27 см, для автомобилей ЗИЛ-150 — 35 см, для автомобилей МАЗ — 40 см.
Для подготовки переправы по льду выделяются специальные команды. Эти команды измеряют толщину льда и, кроме того, расчищают поверхность льда от ледяных бугров и снега, подготовляют дорогу у берега для съезда на лед и выезда на противоположный берег. При расчистке льда от снега в полосе движения на льду оставляется слой снега в 5—10 см, так как на чистом льду колеса автомобилей могут буксовать.
В необходимых случаях, когда толщина льда недостаточная, применяют искусственное наращивание ледяного слоя, заливая водой поверхность полосы переправы. Прочность льда может быть также усилена дощатыми колейными настилами.
По льду следует двигаться равномерно, не переключая передач и не останавливаясь. Дверцы кабины автомобиля должны быть открыты, а личный состав высажен из кузовов.
Одновременная переправа нескольких автомобилей (один за другим по следу), а также встречное движение не допускаются. Дистанция между автомобилями в зависимости от их общего веса выдерживается в пределах 25—50 м.
Водителю не следует бояться треска льда или выступающей воды. В случае сильного прогиба льда необходимо плавно увеличить скорость движения и выехать из опасной зоны.