У груженого грузового автомобиля центр тяжести расположен выше и, следовательно, опасность опрокидывания больше, чем у негруженого; у легкового автомобиля, имеющего низкое расположение центра тяжести, опасность опрокидывания меньше, чем у грузового.
Косогоры с крутизной бокового уклона более 20— 25° практически являются опасными для проезда грузовых, а с крутизной более 25—30° — для проезда легковых автомобилей, хотя теоретически возможно движение и при больших углах наклона.
Перед въездом на крутой косогор следует убедиться в достаточно надежном креплении груза в кузове и удалить из автомобиля всех людей, присутствие которых не является необходимым.
Преодолевать косогоры следует с небольшой скоростью, избегая резких торможений и быстрого увеличения открытия дросселя. Повороты, особенно в сторону подъема, следует производить с особой осторожностью. Если автомобиль начинает опрокидываться, следует немедленно повернуть рулевое колесо в сторону уклона и после поворота осторожно затормозить автомобиль.
Движение по участкам с вязким грунтом
Если автомобиль остановится, причем шофер почувствует своеобразное «оседание» заднего моста, следует включить задний ход и попытаться продвинуть автомобиль на небольшое расстояние назад, после чего возобновить движение вперед или применить «раскачку» автомобиля. Буксования на месте нельзя допускать, так как оно приводит к закапыванию и глубокому погружению колес в грунт.
При застревании автомобиля на участке с вязким грунтом необходимо вывесить застрявшие колеса и подложить под них камни, доски, хворост или другой подручный материал, после чего выезд автомобиля станет возможным. Для вывешивания пользуются домкратом или, при наличии помощников, прочным длинным рычагом-вагой. Во избежание погружения домкрата в грунт под него подкладывают отрезок широкой доски или другую твердую опору.
Движение по сыпучему грунту
Приемы преодоления участков, покрытых песком, гравием, а также заснеженных участков имеют много общего с приемами движения по вязкому грунту. Преодоление участков с сыпучим грунтом производят с хода, поддерживая непрерывное движение на одной из низших передач.
При движении по сыпучему грунту часто возникает своеобразная сильная «тряска» заднего моста автомобиля, указывающая на то, что шофер слишком сильно открывает дроссель. При уменьшении открытия дросселя «тряска» прекращается.