Депутаты Госдумы РФ приняли в третьем, окончательном чтении поправку к закону 1992 г. “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Фактически она перекрывает беспошлинный ввоз в Россию иномарок под видом льгот, положенных чернобыльцам.
В законе имелась одна строчка, гласящая, что чернобыльцы освобождаются от уплаты “всех видов пошлин”, которую и взяли на вооружение хитроумные дельцы. Старт широкомасштабному ввозу иномарок по “чернобыльскому коридору" дало беспрецедентное решение Верховного суда РФ от 1997 г., узаконившее одному реальному, а не мнимому ветерану-чернобыльцу беспошлинный « автоимпорт. После этого “чернобыльские” машины пошли в страну косяком. Если в 1996 г. было ввезено всего 16 таких автомобилей, то в 1997-м - 945, а в 1998-м - более 8.000, в результате чего только в прошлом году госбюджет недосчитался $50 млн. Ну а главное, жертвами льгот все чаще становились... сами чернобыльцы.
“Схема проста, - рассказывает инициатор поправки, депутат Госдумы РФ от Брянской области, в наибольшей степени пострадавшей от чернобыльской аварии, Олег Шенкарев. - В мой округ, например, неведомо откуда приезжают крутые ребята с бритыми затылками. Находят, где живет ликвидатор, приходят к нему прямо домой и говорят: вот тебе реквизиты, давай на таможню, растаможивай мне автомобиль по своей льготе. А если не хочешь этим заниматься, то серьезно подумай о своей семье, своем здоровье и так далее. Доходило до казусов - дорогостоящие “лендроверы" и “мерседесы” приобретали, якобы для себя, 70-80-летние старушки, которые даже не могут сами написать заявление в таможню, да и за руль машины-то отродясь не садились... Такие угрозы вконец "достали" самих обладателей льгот, и многие стали требовать их упразднить...”
Что ж, после вступления поправки в законную силу - а она еще должна получить "добро" Совета Федерации и президента - таможенные льготы чернобыльцам при ввозе автомобилей будут отменены. Но возникает вполне законный вопрос. Как быть тем, на чье имя они некогда были растаможены, а также их нынешним хозяевам, ведь многие из “чернобыльских” машин, скорее всего, не раз перепродавались? Уже поползли слухи, что теперь им придется растаможивать “льготные" машины по полной программе...
И председатель ГТК РФ Валерий I Драганов, и Олег Шенкарев в своих ответах были однозначны: "Пусть ездят спокойно, законность ранее принятых судебных решений никто отменять не собирается". Впрочем, не исключено, что в единичных, особо вопиющих и с явным криминальным душком случаях судебных процессов все же не избежать...