Для снижения расходов топлива и уменьшения токсичности предложено решение по организации рабочего процесса с расслоением заряда, на которое в дальнейшем получен патент РФ. В качестве системы зажигания был принят вариант с двумя двухвыводными катушками зажигания и контроллером типа МС-2713, который применялся на автомобилях ВАЗ-21083. В дальнейшем системы управления впрыском и зажиганием были объединены в единую комплексную микропроцессорную систему управления двигателем (КМСУД).
Все наработки 1984-1985 годов были обобщены в техническом задании (ТЗ) на двигатель для перспективного переднеприводного автомобиля, в котором были предусмотрены следующие основные параметры:
- рабочий объем, дм3
- диаметр цилиндра, мм
- ход поршня, мм
- степень сжатия
- номинальная мощность брутто, кВт (л.с)
- частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1
- максимальный крутящий момент брутто Н-м (кгс-м)
- минимальный расход топлива по внешней скоростной характеристике, г/кВт-ч (г/л.с-ч)
Первая серия двигателей ЗМЗ-406.10 была изготовлена и три двигателя испытаны в начале 1986 г.
В мае 1987 г. на базе образцов автомобиля ГАЗ-3106 с двигателем ЗМЗ-406.10 партии 1986 г. проводились доводочные работы по автомобилю и двигателю. Из результатов испытаний на беговых барабанах следовало, что по токсичности отработавших газов двигатели соответствовали ОСТу 37.001.054-74 и ГОСТу 17.2.2.03-77.