Интересные данные об элементах движения клапана не только с количественной стороны, но и с качественной получают методами стадийного фотографирования и скоростной киносъемки. Исследования проводят как на форсунке без подачи топлива, гак и при подаче топлива. При фотографировании и киносъемке движения якоря с подачей топлива необходимо преодолеть ряд экспериментальных трудностей.
Сначала рассмотрим методы фотографирования или киносъемки движения клапана без подачи топлива. В нижней части форсунки в зоне распылителя вырезается сектор (примерно 1/10 часть окружности). После удаления вырезанной части корпуса форсунки можно наблюдать за клапаном через микроскоп при стробоскопическом освещении.
Фотографирование или киносъемку осуществляют через микроприставку с пятнадцати-, двадиатикратным увеличением, причем в поле зрения кадра должна быть масштабная шкала, а на клапане нанесена соответствующая кольцевая риска. Перед съемкой необходимо произвести просмотр кадра через видеоискатель при стробоскопическом освещении объекта съемки.
После налаживания всей системы и выбора наиболее интересного кадра приступают к стадийному фотографированию или скоростной киносъемке. Стадийное фотографирование производят при импульсном освещении лампой-вспышкой, а скоростную киносъемку при непрерывном освещении и скорости 6... 10 тыс. кадров в 1 с.
Фотографирование и скоростную киносъемку элементов движения клапана во время подачи топлива осуществляют в проходящем свете. С такой целью в нижней части форсунки делают два отверстия диаметром 5...6 мм (одно против другого), в которые вставляют плоские, хорошо отполированные кружки из прозрачного материала толщиной 1—1,5 мм. Причем должны быть обеспечены полная герметичность и достаточная механическая прочность крепления, которые нужно проверить под давлением топлива 0,5...0,6 МПа. Только после проверки приступают к проведению съемок.
Значительно проще осуществить фотографирование или скоростную киносъемку струи топлива. Исследование струи топлива может дать приближенное представление о работе клапана. Например, если образование струи топлива протекает равномерно с точным периодом повторения фаз, то можно ожидать, что клапан работает четко, без вибрации, особенно при его посадке в седло. Если во время сворачивания струи топлива наблюдаются дополнительное впрыскивание, подтекание топлива и другие апериодические явления, то, вероятнее всего, посадка клапана в седло произойдет неточно.