Для проверки качества масла в картере двигателя можно пользоваться такими приемами:
1) вынуть маслоуказательный стержень из картера; масло на стержне не должно быть слишком темным; отметки на стержне должны быть отчетливо видны через масляную пленку;
2) смочить пальцы несколькими каплями масла и энергично растереть; если при этом между пальцами не будет ощущаться липкости и почувствуется нагревание пальцев, то масло имеет недостаточную вязкость. Если появится резкий запах топлива, то масло разжижено топливом.
Более точно вязкость масла, взятого из картера двигателя, можно определить гаражным вискозиметром, а при отсутствии этого прибора — с помощью двух обыкновенных стеклянных пробирок. Для этого нужно взять две одинаковые пробирки с хорошо пригнанными пробками. В одну из пробирок заливается эталонная жидкость— смесь 95% (по объему) масла АКЗп-6 с 5% керосина или 75% масла АК-10 (автола 10) с 25% керосина; в другую — испытуемое масло, взятое из картера двигателя. Пробирки закрываются пробками так, чтобы в них оставались одинаковые по величине пузырьки воздуха, и затем кладутся на головку цилиндров прогретого двигателя. Спустя 10—15 мин. пробирки берут в руки, устанавливают их в вертикальном положении, а затем резко переворачивают на 180°. Если при этом пузырек воздуха в пробирке с испытуемым маслом поднимается вверх быстрее, чем в пробирке с эталонной жидкостью, то масло в картере имеет низкую вязкость, и его необходимо заменить.
Присутствие воды в масле можно определить, нагрев эту же пробирку со взятым из картера маслом на медленном огне. Появление пены, пузырьков и характерный треск укажут на наличие воды.
Пути экономии смазочных материалов
2. Следить за состоянием масляных фильтров двигателя.
3. При заправке масла в картер не переливать масло выше верхней метки маслоуказателя. Посуда для заправки масла должна быть чистой и не иметь течи.
4. При сливе отработавшего масла помнить о том, что оно может быть восстановлено путем регенерации. Поэтому для облегчения регенерации и повышения качества регенерированного масла отработавшее масло следует собирать только в чистую тару и не смешивать его с керосином, трансмиссионным маслом и солидолом.
5. Избегать длительного движения со скоростями, превышающими 50 км/час для грузовых и 80 км/час для легковых автомобилей, так как при движении с повышенными скоростями расход масла резко увеличивается.
Предотвратить излишний расход трансмиссионных масел и консистентных смазок можно путем своевременной замены негодных сальников и прокладок, а также регулярной подтяжкой крепления уплотнений. Кроме того, при заправке трансмиссионных масел в картеры агрегатов, а консистентных смазок в солидолонагнетатели следует избегать разлива масла и потерь смазок от размазывания и загрязнения.