Ford Focus продолжает укреплять статус самой популярной модели в Иркутске – только за первое полугодие 2010-го продано 299 автомобилей, тогда как за весь 2009-й реализовали 394 таких машин
Год 2010-й наконец принес оживление на авторынке – по данным Ассоциации европейского бизнеса, совокупный объем продаж в России за первые шесть месяцев составил 790,5 тыс. автомобилей, что на 3% больше, чем за тот же период в 2009-м году. Первые два месяца этого года в целом были тихими, но потом оживление очевидно, вплоть до возвращения дефицита. Рекорд роста зафиксирован в июне – на 45%, что в пересчете на объемы реализации показывает самые оптимистичные результаты: отставание от «золотого» 2008 года составляет всего 13,4%. Разумеется, картина по брендам в цифровом эквиваленте различная, у кого-то явный рост, а кто-то еще в «кризисе». На региональном иркутском рынке тенденция развития повторяет общероссийскую, однако со своими индивидуальностями. Например, ожидалось, что бренды с размещением производства в России однозначно покажут высокий рост, но получилось не у всех. Если ВАЗ, УАЗ, или Ford действительно хорошо прибавили, то Volkswagen и тем более Fiat не очень, а SsangYong и вовсе топчется на месте. Однако скромные результаты роста дилеры объясняют элементарной нехваткой автомобилей, то есть ограниченными квотами, из-за чего невозможно своевременно покрыть существующий спрос.
В Иркутске, по данным Европейской ассоциации развития бизнеса, за 6 месяцев 2010 года было продано 3813 новых авто, что составляет 58 процентов от уровня продаж за весь 2009 год — тогда был продан 6571 автомобиль. Этот показатель мог быть гораздо выше, если бы не дефицит машин — на популярные модели очередь сейчас растянулась на 2-6 месяцев. Две марки уже превысили свои прошлогодние объемы продаж — Hyundai: в прошлом году было продано 118 таких машин, за первое полугодие 2010 — 250; Chery — в прошлом году 28, нынче -- 29. Неплохие показатели роста демонстрирует Lada – если за весь прошлый год было продано 927 автомобилей, то за первое полугодие этого — уже 666 (72 процента). Хорошие показатели у Skoda — в прошлом году было продано 166 автомобилей, за 6 месяцев этого — 143 (87%) и Ford -- в прошлом году было продано 698 авто, за 6 месяцев нынешнего — 416 (60 процентов). Причем в линейке Ford явный лидер в индивидуальном зачете – Focus. Резко упали продажи у Chevrolet — в прошлом году было продано 448 авто, а за 6 месяцев этого года только 130 (29%), и Mitsubishi — за полугодие продано 164 автомобиля, тогда как за весь прошлый год 429 (39%).
Наш обзор состояния дел у иркутских дилеров за первое полугодие в основном включает общие данные от АЕБ, а подробный расклад по моделям можно наблюдать только у тройки иностранных лидеров. Здесь без принципиальных изменений, как по расстановке мест – первое остается за Toyota, так и по рейтингу популярности моделей – самый продаваемый вновь Ford Focus. Характерно, что за третье место среди «иностранцев» в совокупности теперь может бороться и Hyundai, но пока не ясно, какая часть приходится на импортные машины и те, что производятся в России – это совершенно разные модельные линейки, которые представляют разные дилеры.
Продажи Toyota по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 13 процентов и составили 502 автомобиля. В региональном рейтинге Toyota сейчас на 2-м месте (сразу за продукцией ВАЗ, который благодаря программе господдержки вышел на 1-е место – 666 проданных автомобилей). Лидер прежний – бизнес-седан Camry – продан 121 автомобиль (за весь прошлый год — 293, можно констатировать некоторое снижение спроса). Далее список выглядит так: Land Cruiser 200 – 92, RAV 4 – 89, Corolla – 84, Prado – 81. Куда менее массовыми были продажи седана D-класса Avensis – 23 автомобиля, минивэна Verso – 9 и хэтчбека Auris – 3. Увеличения поставок в ближайшее время не ожидается: производитель не в состоянии удовлетворить в ближайшее время запросы дилеров. Любопытно, что в среднем по стране продажи Toyota снизились на 28 процентов (30895 автомобиля), и компания сместилась с 5-го на 8-е место в российском рейтинге.
Иркутский дилер Ford показывает один из самых высоких ростов продаж (на 11%) и уверенно держит второе место среди иностранных брендов, реализовав за первое полугодие 415 автомобилей, включая коммерческие машины. Однако при таком широком модельном ряде основная заслуга успеха по-прежнему лежит только на одной модели – Focus, который разошелся в количестве 299 штук и в рейтинге популярности моделей продолжает оставаться на первом месте. Второе место, но с очень большим отрывом, принадлежит Mondeo – продано 44 автомобиля, хотя это тоже заметно больше, чем за тот же период прошлого года. Остальные модели держатся на скромных позициях: продано 21 хэтчбеков Fusion, 12 кроссоверов Kuga, 11 хэтчбеков Fiesta, столько же коммерческих моделей Transit, 9 пикапов Ranger, а также реализовано только 4 кроссовера Escape, 2 внедорожника Explorer и по одному минивэну S-Max и Galaxy. Прогноз такой: если объем производства во Всеволожске будет соответствовать наметившемуся спросу на Focus и Mondeo, к концу года Ford не только сохранит позиции, но и может вплотную бороться за первое место среди иностранных брендов.
Самые высокие результаты роста из массовых марок показал дилер Renault — «Сибирские автомобили и принадлежности» – 40 процентов, 257 автомобилей. Результаты компании могли быть значительно выше, но спрос сегодня явно превышает предложение: очереди на самые востребованные модели (Logan, Sandero, Fluence). В структуре Renault модель Logan – 181 проданный автомобиль – имеет вторые показатели по «массовости» продаж на местном рынке, при том, если в ближайшее время удастся избавиться от дефицита, сможет соперничать и с Ford Focus. Так в общероссийском рейтинге Logan среди иномарок (впереди еще ВАЗовские модели) совсем чуть-чуть уступает Ford Focus (29626 автомобилей, рост 16 процентов). Пользуется спросом и новоявленный хэтчбек Sandero – 35 проданных автомобилей (в общероссийском рейтинге моделей он на 24-м месте). Далее «внутренний» рейтинг выглядит так: Koleos – 13, Fluence – 11, Symbol – 6, Megane Sedan — 6, Clio – 2, Megane Hatchback – 1, Scenic – 1, Trafic – 1. В целом по России продажи Renault выросли на 15 процентов (42227 автомобиля), и это – четвертая позиция (впереди – ВАЗ, Chevrolet, Kia). Ближайшие события компании – премьера флагманской модели Latitude и обновление Kangoo.
Николай РУДЫХ, Василий ЛАРИН
ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ИРКУТСКЕ
Место |
Бренд |
Всего |
1 |
Lada |
666 |
2 |
Toyota |
502 |
3 |
Ford |
416 |
4 |
UAZ |
314 |
5 |
Hyundai |
250 |
6 |
Renault |
165 |
7 |
Mitsubishi |
164 |
8 |
Skoda |
143 |
9 |
Peugeot |
140 |
10 |
Suzuki |
137 |
11 |
Nissan |
132 |
12 |
Chevrolet |
130 |
13 |
Volkswagen |
98 |
14 |
BMW |
93 |
15 |
Audi |
87 |
16 |
Honda |
83 |
17 |
FIAT |
78 |
18 |
Land Rover |
41 |
19 |
Subaru |
37 |
20 |
GAZ PC |
34 |
21 |
Chery |
29 |
22 |
Hummer |
25 |
23 |
Citroen |
14 |
24 |
Opel |
14 |
25 |
SsangYong |
14 |
26 |
Volvo |
6 |
27 |
Cadillac |
1 |
Источник: АЕБ и "А+С"