Теперь из Кодекса об административных правонарушениях должна исчезнуть норма, которая позволяет считать водителя трезвым, если концентрация этилового спирта не превышает 0,3 грамма на литр крови или 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Законопроект подготовлен по инициативе президента Дмитрия Медведева, который еще в прошлом году выступил с целой серией предложений по снижению аварийности на дорогах.
Напомним, нормы предельной концентрации алкоголя в организме водителя были введены 1 июля 2008 года в целях приведения отечественного законодательства в соответствие с правилами Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года. В конвенции имеется предписание, что страны-участницы обязаны иметь в своем законодательстве положения, касающиеся вождения автомобиля в нетрезвом виде, а также содержать четко прописанные нормы содержания алкоголя в крови водителя. Их допустимые значения варьируют от 0 до 0,8 промилле. В частности, в Бельгии, Нидерландах, Дании, Испании и Германии допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,5 промилле, во Франции и Великобритании — 0,8.
До этого момента в России нетрезвым считался автомобилист с любым количеством алкоголя в крови или выдыхаемом воздухе.
Концентрация алкоголя в организме до 0,3 промилле может повыситься в организме в результате употребления примерно пол-литра пива, бокала вина или 40 граммов водки. «Введение в 2008 году нормы о предельно допустимом содержании алкоголя в крови водителя породило мифы в народном сознании, — говорит лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — Почему-то все восприняли это как некую индульгенцию, дескать, теперь можно сесть за руль, выпив бутылочку пива».
С другой стороны, проблема в том, что алкоголь является очень распространенным соединением и в малых количествах содержится во многих продуктах, растениях и организмах. В организме каждого человека этиловый спирт присутствует в виде эндогенного этанола, концентрация которого может достигать 0,1–0,2 промилле. Как быть с автомобилистами, у которых организм выделяет «лишний» алкоголь естественным путем, например, из-за заболевания, депутаты пока не решили. Ранее сообщалось, что такие водители смогут получить специальные справки в медучреждениях, которые можно будет предъявлять сотрудникам ГИБДД и врачам, занимающимся проведением освидетельствования на состояние опьянения.
Член комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Антон Беляков перечисляет возможные варианты, при которых трезвого водителя могут посчитать пьяным. Он говорит, что детекторы периодически фиксируют наличие алкоголя у больных сахарным диабетом, которые ничего не выпивали; напоминает, что нельзя забывать о пациентах, которые принимают препараты на основе алкоголя в лекарственных целях и незначительных количествах; наконец, депутат указывает, что кефир, квас и кисломолочные продукты тоже содержат небольшие дозы алкоголя.
К тому же минимальная норма зависит не только от особенностей организма, но и от алкогольных привычек, возраста, эпикриза, степени усталости в дороге, предшествующего приема медикаментов. Короче говоря, алкогольный счетчик, значения которого коррелируют со скоростью выведения спирта из организма у отдельного индивида, работает с разной скоростью.
«Если законодательство будет в этом смысле негибким, то состояния алкогольного опьянения будут фиксироваться у абсолютно добропорядочных граждан, которые не представляют никакой опасности для окружающих», — беспокоится депутат.
Некоторые эксперты, говорят, что суды должны руководствоваться не нормой концентрации алкоголя в крови, а ориентироваться на степень выраженности алкогольного опьянения. Но сегодня в России отсутствует достаточная судебно-экспертная база для его точного определения.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин поддерживает абсолютный запрет на содержание алкоголя в крови. «Это вещь, увы, необходимая для России, и не надо было разрешать пить, потому что многие сразу же восприняли это как приглашение к пьянке за рулем», — сказал эксперт.
Он также пояснил, что опасения по поводу того, что после употребления кефира или кваса можно будет лишиться прав — это миф. «На этот счет проводились соответствующие исследования, которые показали, что надо выпить не меньше ведра таких напитков, чтобы алкотестеры что-то показали», — усмехнулся эксперт.
Антон Беляков также ратует за ведение борьбы с пьянством за рулем, но считает, что необходимо это делать при помощи других методов. Он сообщил, что сейчас в парламенте находится его законопроект, который запрещает продажу алкоголя на автозаправочных станциях. «Россия — единственная страна в мире, где существует индустрия по продаже алкоголя, прямыми потребителями которой являются водители. Автозаправочная станция на трассе обслуживает только водителей и пассажиров, т.е. случайных прохожих там нет. Но если вы заедете на любую заправку, вы увидите, что девять десятых пространства занимает алкоголь. Где-то в углу есть немного запчастей, автокосметики, тормозных жидкостей, и – гигантские ряды со всеми возможными видами алкоголя, от пива до элитных напитков», — рассказывает депутат.
При этом довольно печально, что разветвленные сети автозаправок чаще всего принадлежат вертикально интегрированным компаниям, имеющим значительный государственный пакет. «Давайте запретим там продавать. Поверьте, это намного будет эффективней той меры, которая сейчас принята», — призвал депутат.
Одновременно, по его мнению, нужны воспитательные меры. «Хорошо, что сейчас появились, наконец-то, социальная реклама, профилактические меры», — заключил Антон Беляков.