Ход мероприятий по реализации стратегии развития российского автопрома обсудили на совещании, прошедшем в Нижнем Новгороде с участием премьер-министра В. Путина, руководители федеральных органов исполнительной власти и главы крупнейших предприятий автомобильной отрасли. Напомним, что предыдущее крупное совещание по развитию автопрома
Как сообщил Владимир Путин, только на автосборочных конвейерах в России занято порядка 600 тыс. человек, еще около 3 млн – на смежных производствах. На базе зарубежных инвестиций и технологий успешно развиваются три новых крупных автомобильных кластера в России – в Тольятти, Калуге, Петербурге. Премьер-министр подчеркнул, что практически каждый год открывается новый автомобильный завод, который выпускает автомобили самых известных мировых брендов. Также стало известно, что в России уже сейчас продается более 370 моделей легковых автомобилей. Однако только 130 из них являются массовыми (объем продаж более 1 тыс. штук).
Особое внимание на совещании уделили поддержке спроса на продукцию автопрома. В 2010 году на стимулирование внутреннего спроса было израсходовано более 44 млрд руб.: 13 млрд – на утилизацию и субсидирование кредитных ставок, еще 30 млрд – на приобретение автомобильной и дорожно-строительной техники для нужд федеральных и региональных органов власти Программы
Вызывает интерес заявление главы Минпромторга Виктор Христенко о том, что его ведомство не видит оснований для введения ограничений на ввоз автомобилей с правым рулем. Министр сообщил, что проблема подержанных автомобилей в значительной степени урегулирована за счет таможенных пошлин. Количество ввозимых автомобилей с правым рулем несопоставимо с общим импортом автомобилей. "По сравнению с количеством в эксплуатации подержанных автомобилей с правым рулем, это просто несопоставимо в связи с тем, что сейчас ввозится", – отметил он и добавил, что «пока нет оснований для жестких мер» по ограничению ввоза автомобилей с правым рулем.
Напомним, что изначально запрет на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулем предполагалось прописать в Техническом регламенте безопасности колесных транспортных средств, подготовка которого началась в 2009 году. Однако массовые протесты общественности привели к пересмотру законопроекта, и в итоговом тексте регламента, вступившего в силу 23 сентября 2010 г., упоминания о праворульных автомобилях нет.
По итогам совещания В. Христенко сообщил, что Минпромторг и Минэкономразвития утвердили условия
По новым условиям иностранные автопроизводители в течение 8 лет (но не более чем до конца 2010 года) смогут ввозить в Россию компоненты на льготных условиях, если через три года после заключения соглашения выйдут на объем производства 300 тысяч машин в год (при создании новых производств) и 350 тысяч автомобилей (при модернизации существующих мощностей). При этом уровень локализации повышен до 60% – его необходимо достичь за пять лет, в том числе за счет создания производства двигателей или коробок передач, которые должны устанавливаться как минимум на 30% выпускаемых автомобилей. Стоит при этом отметить, что по новому режиму «промсборки» ограничены объемы и сроки крупноузловой сборки. Кроме того, по дополнительным соглашениям иностранные автопроизводители обязуются создавать в России центры разработки автомобилей.
В.Христенко заявил, что автопроизводители, желающие подписать соглашения по новому режиму «просборки», смогут это сделать до конца февраля 2011 года. При этом он отказался назвать возможных участников нового режима «промсборки». «Мы ведем диалог со многими компаниями. Я так понимаю, как минимум три из них готовы выходить на подписание дополнительных соглашений, но возможно их будет несколько больше», – отметил министр. По его словам, 18 проектов, действующих по первому этапу режима промышленной сборки, продолжат работать на прежних условиях до сроков завершения соответствующих соглашений.
Вместе с тем было объявлено и о поддержке российских производителей автокомпонентов. В федеральном бюджете на 2011 мы зарезервировали 6,1 млрд рублей на субсидирование процентной ставки для предприятий автопрома. Как сообщил владелец группы «ГАЗ» Олег Дерипаска в разговоре с Владимиром Путиным, производители автокомпонентов находятся в тяжелом финансовом положении. "Балансы все загружены, их никто не финансирует", – отметил он и добавил, что сегодня будет объявлено о поддержке производителей автокомпонентов – тех, которые поставляют автокомпоненты для группы «ГАЗ» и на все остальные предприятия. По его словам, это самый быстрый способ получить качество и надежность автомобилей. "В принципе, небольшие инвестиции – сотнями миллионов евро суммарно для всей страны", – отметил он.
Премьер-министр Владимир Путин также поручил Федеральной антимонопольной службе в максимально короткие сроки рассмотреть
Стоит отметить, что на перечень иностранных автоконцернов, организовавших свое производство в России, недавно пополнился. Немецкий автоконцерн Daimler и группа «ГАЗ» подписали соглашение об организации контрактной сборки коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на Горьковском автозаводе. Размер инвестиций – более 100 млн евро, объем производства – 25 тыс. автомобилей в год. Проект также предусматривает локализацию производства двигателей, коробок передач, мостов и других компонентов, которые будут использоваться как в автомобилях Mercedes-Benz Sprinter, так и в автомобилях производственной линейки ОАО «ГАЗ».
По материалам