ВАЗ-2101 (1974)

«КОПЕЙКА» РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ

Реставрация ВАЗ-2101

Реставрация ВАЗ-2101

Реставрация ВАЗ-2101

Реставрация ВАЗ-2101





Реставрация ВАЗ-2101








Реставрация ВАЗ-2101

В 1970-м году в СССР случилась культурно-техническая революция – на новом автозаводе-гиганте в Тольятти стартовал серийный выпуск легковой модели «Жигули» ВАЗ-2101. В стране, где на пыльных дорогах виднелись редкие следы, по сути, довоенных по конструкции «Победы», «Волги» и «Москвича», началась новая эпоха в области массовых средств передвижения и эксплуатации частных автомобилей. Стал формироваться новый класс советских автолюбителей!

Для наших людей того времени такой автомобиль хоть и предполагал нелегкий, тотально дефицитный принцип эксплуатации, все же по качеству исполнения воспринимался в диковинку, как неведомая иномарка. Еще бы, ведь ВАЗ-2101 был оснащен дисковыми передними тормозами, а салон роскошествовал отделкой из качественных (мягких!) полимерных материалов. Да что говорить, под капотом сидел настоящий зверь: двигатель работал на 93-м бензине, имел верхневальный ГРМ и обладал для отечественного автопрома той поры самой высокой литровой мощностью – при объеме всего 1,2 литра он развивал 64 силы при 5800 оборотах.

Кроме соответствующего бензина, специально для этого двигателя нефтехимическая промышленность страны освоила выпуск более совершенного по основе и присадкам моторного масла, которое в народе так и называлось – «жигулевское». Кроме того, двигатель имел систему охлаждения закрытого типа с расширительным бачком и заправляемую не водой, а чудо-жидкостью – всесезонным антифризом. В системе питания стоял двухкамерный карбюратор типа Weber, по всем характеристикам заметно превосходивший имевшиеся виды.

Реставрация ВАЗ-2101
Кроме аккумулятора, все здесь соответствует оригинальному исполнению. И работает двигатель как часы. Кстати, в ту пору батарею невозможно было достать и поменять, поэтому в привычку водителей входило ставить машину по возможности на уклонах, чтобы в случае чего завести мотор с наката

Да, на тот момент в океанах уже хозяйничал атомный советский флот, а космические корабли бороздили просторы вселенной, но для советского автопрома появление «копейки» стало самым продвинутым технологическим явлением и подтолкнуло его к дальнейшему развитию «по стопам» зарубежных автокомпаний. Даже задний привод в этом классе на тот момент еще не считался анахронизмом. Более того, прототип «копейки» Fiat 124 в Европе получил титул «Автомобиль года». Правда, случилось это еще в 1967 году и, вероятно, жюри тогда «купилось» на образ недорогой и неприхотливой массовой модели в условиях мирового энергетического кризиса, назревшего к концу 60-х.

Однако прежде, чем этот прототип был взят за основу, советские конструкторы провели над ним глобальный предсерийный «тюнинг» – иначе не скажешь. В целях повышения надежности и выносливости в наших условиях, а также ради ремонтопригодности и «рыночной» перспективности, основательной доработке подверглись тормоза, подвеска, трансмиссия, сцепление, да и сам двигатель, который в итальянском исполнении вообще был нижневальным! Хотя на всякий случай была предусмотрена возможность запуска двигателя с «кривого», то есть ручного, стартера, как на ЗИЛ-130, да и привод вентилятора охлаждения был «постоянный» ременный, без всяких там муфт и электрики.

Шины тоже еще ставились диагональные, что вкупе с передней рычажной подвеской обеспечивали высокую энергоемкость и плавный ход на любой разбитой дороге. Плюс «лифтованный» кузов, короткий передний свес и неразрезной задний мост – в целом концепция более чем универсальная, как сказали бы сейчас, «с прицелом на экстремальные условия». Хотя и не рассчитанный на удовольствие от скоростной езды по «автобанам», для времени своего появления ВАЗ-2101 воплощал образ весьма современного автомобильчика, по размерам подходящего под нынешний В-сегмент.

Но кто знал тогда, что в мировом масштабе массовые модели «типа» Fiat 124 быстро себя изживут, прогресс в этой области попрет дальше, и только ВАЗ-2101 начнет стремительно превращаться в живую «классику». При этом ставя свои индивидуальные рекорды, претендующие на мировые: машинка с учетом модификаций (21011, 21013) выпускалась вплоть до 1988 года, и за эти 18 лет разошлась тиражом в 4,85 млн. штук, в том числе с поставками на зарубежный рынок.

Так или иначе, но признать ВАЗ-2101 как масштабное историческое явление на 1/6 части суши Земли повод есть очевидный. Во всяком случае, актив иркутской фирмы, занимающейся реализацией в регионе продукции АвтоВАЗа, проникся этими соображениями и давно вынашивал идею в качестве шоу-стоппера украсить автосалон оригинальным экземпляром ВАЗ-2101. Точнее, так: подыскать искомый вариант, отремонтировать, подлатать, в общем, довести машину до родного состояния «как только что с конвейера».

Реставрация ВАЗ-2101
Покупатели «копеек» были в СССР первыми обладателями массового автомобиля с мягкими отделочными материалами в салоне и щедрой хромовой отделкой

Казалось бы, «копейки» у нас буквально разбросаны по земле, при таких «залежах» и доступности запчастей идея не вызовет сложности с реализацией. Но не тут-то было! Найти сейчас более-менее живой вариант оказалось задачей практически нереальной. Или «потроха» никакие, или кузов прогнил донельзя, а чаще то и другое вместе. Оригинальных «копеечных» запчастей найти тоже немыслимо. Как ни странно, силы в идею вдохнула программа утилизации, благодаря которой на «свет» вылез, наконец, достойный экземпляр 1974 года рождения. Но «достойный» – это громко сказано. Устраивал лишь кузов, которому повезло сохранить несущую способность и геометрические формы. Все остальное надо было искать и «копать» по городам и весям.

И чем больше хотелось аутентичности, то есть точнее соблюсти «конвейерные» параметры, тем сложней становилась задача. Ведь даже такой элемент, как стекло подфарника, добыть в «оригинале», то есть выпущенным в те годы, сейчас очень непросто. А где найти все исправные и целостные приборы, работающий радиоприемник, дворники венгерского производства или хотя бы родные брызговики? А есть ли на свете те металлические «клыкастые» бамперы, колесные колпаки и зеркала, которые полностью сохранили свой натуральный хромированный вид?

Так что процесс восстановления затянулся. Но команда энтузиастов не опускала руки. Даже когда заходила в тупик, например, не имея возможности найти диагональные шины 155-13/6,15-13 в новеньком виде, без пробега, непременно с «волосками» на протекторе. Таких ведь не выпускают давно, и на заказ не сделают. Точнее, могут сделать спецпартию, но надо заказывать тысяч сто колес, не меньше. Через тернии нашли все ж – подключили чуть ли не ФСБ с ЦРУ, но где-то на складах в каком-то захолустье отыскался нетронутый комплект нужной резины, причем в хорошо сохранившемся состоянии (и это при том-то жутком дефиците шин!).

Вот так, буквально «копеечка» к «копеечке», и образовался этот по-своему бесценный исторический экземпляр, ради которого не жалели ни средств, ни времени. А ведь загляденье, не правда ли? Один только грозный вид клыкастых бамперов чего стоит, да и в целом на фоне нынешних легковых моделей ВАЗ-2101 смотрится этаким маленьким джипчиком, которому действительно не страшны тяжелые условия эксплуатации.

Конечно, по эргономике, уровню активной и пассивной безопасности между ним и современными автомобилями целая пропасть. Но так зато он 100-процентный раритет и претендент на призы в ретро-номинации. А если надо, то и проехать сможет – ведь после реставрации автомобиль не только замечательно выглядит, но и полностью работоспособен, даже радио «поет». Как новенький, как только что с конвейера.

Реставрация ВАЗ-2101

Василий ЛАРИН,
фото автора


Автомаркет+Спорт № 02/2012

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог