Toyota LC105
Просмотров: 10084
3 Июля 2009

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРПУС






Toyota LC105

С тех пор как автомобиль и путешествия стали синонимами, его концепция претерпела значительные изменения. Даже десятилетие назад активный отдых с дальними выездами и в теории не предполагал многих элементарных вещей. Теперь вполне логично, что они появились, а, главное, пришло понимание того, что должен представлять собой экспедиционный транспорт. Что-то заимствовалось из зарубежного опыта, что-то додумывалось на местах, с учетом специфики условий эксплуатации. Образ рейдового автомобиля мы рассмотрим на примере Toyota Land Cruiser 105.

По мнению многих любителей дикого отдыха, именно «стопятка» — идеальный вариант для дорожных походов. Играют роль габариты, надежность, которой автомобиль обязан старой агрегатной гвардии, цельные мосты, определяющие минимум слабых звеньев в подвеске. И не в последнюю очередь годы выпуска. Land Cruiser 80 сняли с конвейера еще в 1997-м, а TLC105 выпускался (как известно, лишь в леворульной версии) до 2006-го. Причина — в несоответствии 4,2-литрового 1HZ эконормам. Кстати, если не учитывать высокую для б/у экземпляров стоимость, как раз-таки этот дизель — одно из негативных качеств джипа. Другие двигатели на него не устанавливались, а 1HZ существует только в атмосферном варианте и развивает 135 сил. Правда, как нам сказали в фирме «Сафари» (где, собственно, и строился представленный на снимках Cruiser), уже есть некоторые наметки по его «наддуванию». Те, кто не готов платить порядка $7-8 тыс. за австралийский турбокит, могут рассчитывать на установку турбины от 1HD-T. В этом случае придется также заменить топливную аппаратуру, обзавестись корректором наддува и по желанию даже поменять головку на 24-клапанную от 1HD-FT — вместе с работой все равно обойдется дешевле («наш» LC105, вероятно, станет первым).

По краткому знакомству трудно судить о динамических способностях джипа, однако, по словам владельца, на 33-х колесах разгон в районе 100 км/час — занятие тяжелое. Оно стало чуть легче, когда постоянный полный привод сменили на Part Time (такой устанавливался на арабские версии).

Ближневосточные модификации версии вообще способны поделиться многими неизвестными в России элементами. Например, калиткой под запаску на двери, лесенкой на крышу и, главное, 50-литровым дополнительным баком в заднем свесе, который позволяет взять в рейд еще одно запасное колесо.

Все остальное можно делать у нас. Например, силовой обвес, который у «экспедиционника» не включает внешний каркас (пороги можно выполнять полыми — под запасы техжидкостей), или багажник на крышу, или защиты снизу (не все прикрывают агрегаты, но рулевые тяги — это святое). Не стоит игнорировать шноркель и выведенные в моторный отсек сапуны — «купаются» джипы не только в трофи. Обязательный элемент и лебедка.

Нам она помогла только с удлинителем троса — имея дело с тяжелым внедорожником, важно не переоценивать его возможности. После проверки траектории сложные участки лучше брать ходом, поскольку монстра с огромным клиренсом желательно не создавать. И резину с чересчур злым протектором не ставить — в экспедициях важна и плавность хода, и ресурс шин, и акустический комфорт. Увы, любая «радиалка», в том числе, BF Goodrich Mud Terrain в грязи легко превращается в слик.

Для преимущественного движения на высоких скоростях особое внимание надо уделить лифту. Прошли те времена, когда его набирали из деталей собственного изготовления. Сейчас предлагаются фирменные комплекты. Остается только выбрать величину подъема. В нашем случае хозяин остановился на амортизаторах Tough Dog, обеспечивающих 4 дюйма лифта. Задние пружины подбирались аналогичного размера. Но передние пришлось поставить с двумя дюймами и проставкой (иначе нос задирался чрезмерно), а чтобы компенсировать тяжесть дизеля и лебедки, они подбирались из самых жестких (у Tough Dog есть и такой выбор). Имеет ли смысл обращаться к 6-дюймовым китам? Только в том случае, если хозяин готов мириться с существенными кренами и вообще значительно изменившимся поведением на дороге.

Ведь даже с четырьмя дюймами и при установленном кастор-ките (его наличие у дорожной, в сущности, машины обязательно, иначе ушедший кастор приведет к неадекватной управляемости; второй способ вывести угол установки шкворней к заводскому — проставки над задними креплениями продольных рычагов) внедорожник становится валким, а на повороты руля отвечает с ленцой и опозданием. Чтобы хоть как-то сохранить ходовые качества, не нужно отказываться от стабилизаторов поперечной устойчивости — достаточно опять же соорудить между ними и кузовом проставки. Разрезными и надставленными придется сделать тяги Панара — штатные «выкатят» мосты из-под рамы в сторону. А вообще suspension и body lift (подъем кузова относительно рамы тоже вариант) напрямую зависит от внешнего диаметра колес. Если с двумя дюймами входит 32-я или 33-я «резина» с обрезкой или без кузовного железа, к чему городить высокую конструкцию?

Кто-то выбирает 35-й размер — в рейдовых режимах подобные колеса могут раздражать серьезно возросшими неподрессоренными массами и еще большими боковыми уводами шин в поворотах. Впрочем, решение здесь, скорее, индивидуальное.

Так же можно сказать и о дополнительной светотехнике (4 «ксенонки» Hella на крышу LC105 встали с помощью поперечины релингов от Honda Avancier), предпусковом подогревателе Webasto, топливном фильтре Separ, радиостанции и компрессоре с ресивером для подкачки колес. Вещи не сказать, чтобы сверхнеобходимые. Но экспедиции бывают не только летние, поднимать вручную давление во внедорожной «резине» дело долгое и тяжкое, а связь между автомобилями в колонне, как показывает практика, помогает избежать многих неприятных неувязок.

Однако если все это оборудование может варьироваться в зависимости от практических и финансовых претензий владельца, то спальное место в багажнике вряд ли кто-то признает ненужным. Разве что только тот, кто на каком-то генетическом уровне привык проводить ночи в палатке. Сейчас «спальник» можно заказать из Японии, проще — сделать в Иркутске. Из досок, фанеры, мягкого наполнителя и кожзама получается ровная поверхность в треть высоты грузового отсека, которая при сложенном диване позволяет ложиться в полный рост. При этом под ней по желанию устраивается либо пустой объем, либо выдвижные рундуки для поклажи. Или что-то в комбинированном виде.

Нельзя не сказать, что нынешний образ экспедиционного автомобиля достаточно далеко ушел от стандартного внедорожника. По сути, это универсально подготовленная машина, которой отнюдь не заказано довольно серьезное бездорожье и на которой, в то же время, можно автономно путешествовать в течение длительного времени. Конечно, джип не кемпинг. Однако для направлений, которых хватает и в Сибири, и вообще в восточной части нашей страны, согласитесь, нужен именно такой транспорт.

Краткая информация об участнике

Максим Маркин
Фото автора

Автомаркет+Спорт № 25/2009

Отлично подходящие для тяжелых условий эксплуатации амортизаторы Tough Dog имеют один недостаток — в морозы «сопливят». Все-таки Австралия, откуда они родом, теплая страна. Выход найден — кто-то имеет два комплекта и на зиму скидывает «собак» для того, чтобы  | Toyota LC105
Установка 50-литрового бака от арабской версии LC105 позволила не только увеличить автономность, но и оставила место для второго запасного колеса. Сюда можно повесить и 100-литровую емкость. Запаска тогда перекочует на верхний багажник  | Toyota LC105
Toyota LC105
Серьезные ходы колес нужны в долгом и тяжелом рейде. Но на в трассовых режимах они мешают  | Toyota LC105
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог