Большое путешествие. Закрытие Америки или эпилог
Просмотров: 4817
15 Мая 2009












Золотое кольцо США

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

«Какова цель поездки в Америку?» — на хорошем русском спросила строгая офицер-женщина в посольстве, рассматривая мои документы на получение визы. Туризм, говорю. Отвечаю, как учили опытные товарищи, чтобы не навлекать подозрений, а сам пытаюсь улыбаться, но от волнения лицо только нервно дергается. «Так вы журналист?» — еще более строго спросила американка. «Ес-с, да, да, журналист». «По какой тематике?» «По автомобильной», — уже безнадежно отвечаю, ведь отношения с «ними» вновь похолодели, а тут еще кризис. Зачем им лишний русский из необъективных СМИ? «Сколько лет работаете в автомобильной сфере?» — не унимается мадам. Пятнадцать лет, говорю. «О-о, да вы самый ценный человек для Америки!» — к полной неожиданности женщина расцвела в улыбке, пожелала счастливой поездки и утвердила получение визы. Так вот доброжелательно началось мое открытие Америки. Хотя ниже речь пойдет как раз о ее «закрытии», во многих смыслах.

Американцев, кажется, не любят во всем мире. За то, что суют везде нос, навязывают свою политику и образ жизни, а если воюют, то только со слабыми странами. Не любят за их «грёбаный патриотизм», самовозвеличивание, за примитивизацию культуры и мышления. В общем, много за что не любят. А если наши руководители едут туда за «опытом», то обязательно привозят на Родину какую-нибудь заразу или глупость. Достаточно вспомнить Хрущева, который после посещения Северной Америки начал насаждать культ кукурузы.

Лучше бы присматривались к обычной повседневной жизни людей, тогда, глядишь, к нам больше заносилось бы съедобных и полезных зерен. Ведь были же и раньше примеры конструктивного обмена опытом. Когда-то Америка даже помогла не только со строительством электростанций, но и поднять в советской России автопромышленность. А позаимствовать хорошего у американцев и сейчас есть что. И в первую очередь — безопасность на дорогах и, собственно, сами дороги.

Развенчивать какие-то мифы о наших «заклятых друзьях» задачи не ставлю. Наоборот, за многотысячный автопробег по Калифорнии и Неваде удалось не раз уличить американцев в обычных человеческих слабостях и понять, что тотального подчинения закону здесь не наблюдается.

Так, доводилось видеть на дорогах откровенно раздолбанные колымаги, чадящие с перегрузом пикапы и грузовики, не раз становился свидетелем, как водители за рулем разговаривают по телефону, жуют фаст-фуд, «фафакают» в спину или поперечным, а горячие головы на байках, спорткарах или джипах нарушают скоростной режим или требования разметки. Да и сама разметка не факт, что даже на центральных городских улицах всегда и везде имеет свежий вид. Но только здесь все это носит характер исключений, эпизодов, тогда как у нас, к сожалению, правило.

А ведь было и наоборот! До войны в США, где сеть дорог еще не была так развита, а машин в сотни раз меньше, в авариях гибло больше 50 тысяч человек в год. В СССР тогда эта проблема вообще не существовала в каких-нибудь заметных масштабах (больше гибло как раз на всяких стройках).

В Америке когда-то тоже не знали скоростных широких шоссе, но увидели немецкие автобаны и сразу начали переносить это чудо на свою землю, разлиновав ее многополосными интерстейтами и фривэями, как школьную тетрадку по арифметике. Однако сейчас, при нынешней паутине высококлассных дорог и более сотни миллионов автомобилей, когда вся Америка буквально живет на колесах, а населения в два раза больше, чем в Российской федерации, в ДТП здесь гибнет меньше, чем на наших просторах, едва прореженных сетью хоть как-то качественных покрытий.

К сожалению, наш известный лозунг «догнать и перегнать Америку» работал совсем не на те ценности, на которые надо было. Сил хватило только на военное и космическое противостояние, а джинсы, рок-н-ролл, свобода слова, свобода передвижения и прочие народные прихоти были под запретом.

Теперь надо догонять еще с большей силой. На мой личный взгляд, вместо проведения помпезных парадов в духе тоталитарных режимов, правительство лучше бы занималось в буквальном смысле земными вещами: глобальным строительством и реконструкцией дорог, городских развязок и автопромышленности. Думаю, кстати, давно пора не только закончить дорогу вдоль Транссиба, но уже параллельно строить автотрассу по северному пути, вдоль БАМа.

С другой стороны, сами по себе ни дороги, ни современные автомобили проблему безопасного движения не решат. Нужны несложные, но четкие правила поведения, а главное, категорически жесткое и неотвратимое наказание за их нарушения. Для всех без исключения. Почему?

Уже через пару сотен миль по калифорнийским трассам приходит такая мысль — а что было бы, если американские водители, пользуясь возможностью и дав волю искушению, вдруг стали ездить также безбашенно, как у нас? Страшно представить — страна сразу бы «загнулась», как от обширного инфаркта. Не надо никаких Армагеддонов или атомной бомбардировки. Просто дайте американцам выпустить пар на дорогах общего пользования, и Америке сразу конец!

Да, демократия демократией, а суровый закон и строгая дисциплина всему голова, если хочется жить по-человечески. При наших гуманных и совсем необязательных к исполнению законах, при бесчинстве на дорогах самих чиновников, ГИБДД пытается внушить «страх» простым людям пропагандой безопасности через СМИ и уличные щиты. Где-то даже искореженные в ДТП машины выставляют на показ. Опять же, стихийные мемориалы на обочинах лишний раз напоминают о смерти.

Но вот в Америке, кроме указателей и знаков, на дорогах ничего такого не встречается. Все, что можно увидеть из «личных обращений» дорожной полиции — это напоминание о штрафах за выброшенный из окна мусор (минимум $1000) и, что самое интересное, стенды с просьбой «звякнуть» в участок, если увидели пьяного за рулем.

Самосознание — штука великая, но вряд ли американцы (или европейцы с японцами) приучились бы к порядку на дорогах без жесткой системы мер наказания. Причем, если в Европе все-таки разрешаются высокие скорости, то в США при всем великолепии федеральных трасс водители как на привязи. Для всех полос, будь их даже восемь в одном направлении, действует одна скорость (для траков в правом ряду может быть свое ограничение), а максимум разрешенная 75 миль/час (120 км/час), хотя чаще всего 65 миль (105). У нас за городом, между прочим, надо ездить еще медленней, не более 90 км/час, но об этом пока никто не знает.

А в свободных от предрассудков США свои скорости знают, видят и почему-то соблюдают. И поскольку подавляющее большинство едет с небольшими отклонениями в «плюс» или «минус», движение представляет собой мерно текущий, будто кисельный, поток. Грубо говоря, все это можно сравнить со стадом баранов, ведомых и подчиняемых какой-то одной всевышней силе. Кто-то жирнее, у кого-то шерсть гуще, у других рога круче или копыта мощнее, но все «прут» сплоченным, как при коммунизме, коллективом, не деля полосы на престижные и «лоховские».

Поскольку скорости невысокие, а извилистых участков не так много (горных серпантинов и того меньше), ехать в автобусе, джипе, седане или купе одинаково безопасно и «тошно». В свою очередь, на протяжении десятилетий это не подстегивает эволюцию американских автомобилей с приоритетом на «заточенное» шасси и управляемость, и не возбуждает в местных водителях чувства азарта.

Не случайно европейцы любят поглумиться над янками за их отсталую автоконструкторскую школу и отсутствие настоящего драйверского вкуса. Мы же в свою очередь обычно гогочем, когда при стихийном бедствии в виде обильных снегопадов на дорогах штатов творится полный хаос и массовое побоище. И все из-за всякого отсутствия навыков езды по гололеду. Но откуда здесь взяться таким навыкам или врожденным рефлексам? У них даже о настоящей зимней резине нет ни малейшего представления.

Максимум знают шины для мокрых мягких зим, больше распространены шины типа All Season, но по виду и они практически не отличаются от обычных летних покрышек. Зачем, если потенциально опасные дороги где-нибудь в горах в случае снегопадов и вероятности обледенения просто-напросто закрываются, причем с условием, что всегда на выбор есть объездные маршруты, пусть они и более протяженные.

Мы с этим как раз столкнулись в сказочном по красоте нацпарке Йосемит, когда хотели проехать к одному из удаленных в горах старых поселений золотодобытчиков. Но в начале ноября асфальтовая ветка туда уже была перегорожена шлагбаумом, со всеми текстовыми предупреждениями. Могла проехать только обслуживающая парк техника.

Движение по американским шоссе в таких режимах, понятно, способно обернуться главной опасностью — склонностью ко сну, особенно с включенным круиз-контролем. Кстати, это устройство здесь очень логично выглядит и заодно способствует оптимизации расхода топлива, ведь никаких лишних нажатий на газ оно не допускает. Но в качестве антисна везде предусмотрена простая, но очень действенная мера — поребрики в разметке, а на двусторонних дорогах у обочины еще и сам асфальт имеет специальный гофр.

Попадают колеса на такие шишки или выемки, и машина наполняется сильным гулом и вибрациями — очнешься в любом случае. Приходилось даже слышать, что в люксовых американских автомобилях устанавливались датчики, которые автоматически снижали скорость при наезде колес на такие приспособления. Доводилось также слышать байки, что когда подобные лимузины попадали в Россию, на них могли ездить кое-как — датчики срабатывали постоянно.

Если же авария случается, а нам их приходилось видеть, в том числе вылетевший с дороги и перевернувшийся грузовик, место ДТП очень зримо огораживается и заранее предупреждается знаками Danger (опасность), ну и саму полицейскую «люстру» видно за километр даже днем.

А если автомобиль просто сломался, на это есть свои четкие правила: остановиться на обочине или на служебной, крайней правой полосе (такие предусмотрены на всех основных трассах для патрулирования и других специальных нужд), поднять капот и закуривать бамбук, то есть ждать дорожную полицию. Те подъедут, выяснят причину остановки и вызовут эвакуатор. Такие картинки мы тоже встречали — видимо, совсем не случайно американские машины слывут не очень надежными. Ломаются, бывает, прямо на дороге, в том числе и на нашем Chrysler Sebring периодически глючила электроника.

Но каким бы ни представлялось движение по фривэям однообразным и скучным, все-таки в этом, равномерно текущем потоке есть что-то свое завораживающее и даже сакральное. Когда бок о бок плавно мчишься с десятками автомобилей, включая вереницы огромных фур и автоцистерн, ощущаешь причастность к чему-то целостному и великому, чувствуешь себя частью чего-то значительного, пусть и мизерной частью.

Ехать в таком режиме можно часами, и что характерно, надеяться на частые съезды к какому-нибудь придорожному сервису не приходится. Такие комплексы, где есть АЗС, супермаркет и кафе, расположены вовсе не через каждую милю. Они здесь возводятся с тем четким расчетом, чтобы зря не пустовать: в Америке давно торговые накрутки исчисляются маленькими процентами, и «скучать» без посетителей никто не намерен.

Зато все относительно недорого, начиная с цен на топливо. Мы даже прикинули: если, например, собраться вчетвером, купить билеты на самолет через Интернет по минимальным тарифам на распродажах, самим заранее забронировать отели, арендовать недорогой автомобиль типа Toyota Corolla, то можно месяц интересно путешествовать по США, вдоволь есть, комфортно спать, и обойдется это каждому заметно дешевле, чем недельный тур по Европе. Еще и кучу разного «барахла» прикупить получится.

Сеть дорог отстроена таким образом, что по ним можно в считанные минуты проскочить и сквозь большой город, без всяких объездных. В самих же городах движение хоть и плотное, но не блокируется километровыми пробками, и всегда можно найти место для парковки. Например, в многомиллионном Лос-Анджелесе даже в районе культового бульвара Голливуд можно всегда приткнуть машину хотя бы на платной парковке. При этом никто, разве что кроме невежественных иностранных автотуристов, не занимает места у бордюров, выкрашенных красной краской — это места для пожарных машин.

Городская дорожная сетка равномерно распределяет потоки, а все главные перекрестки грамотно разводят машины по направлениям. Поворот налево осуществляется только со специально выделенной полосы, правда, не всегда есть отдельная стрелка, и проскакивать приходится «на фазе», как у нас. А вот поворот направо разрешен и под красный сигнал, но только, понятно, уступив поперечному потоку. Кстати, в загородной зоне далеко не всегда трассы местного значения пересекаются в двух уровнях, но в этом случае тоже обязательно стоят повторяющиеся светофоры, причем для каждой полосы, и еще продублированные.

Главная проблема — это ориентирование на развязках, кои в зоне мегаполисов кажутся клубками запутанной проволоки. Если с GPS-навигатором, то остается только следить за треком, вовремя перестроиться и съехать в нужное «русло». Да и то по неопытности не всегда это удается с первого раза. А вот без GPS в чужой местности будет совсем туго. Чтобы более-менее уверенно двигаться, обязательно нужен смышленый штурман с хорошей картой, а также уметь быстро считывать текстовую информацию на указательных щитах.

В таких городах, как Сан-Франциско, движение требует особых навыков. Здесь сплошь крутосклонные улицы, многие перекрестки на перегибах, и подъезжаешь к ним с видом «на небо», поэтому требуется особое внимание. Парковаться на таких улицах тоже можно, но с обязательным условием — колеса выворачивать в сторону бордюра. За несоблюдение этого правила можно нарваться на приличный штраф. Вообще, дорожная полиция здесь не назойливая, просто так никогда не остановит и не придерется, но полицейские обладают феноменальным свойством — появляться «из ниоткуда», если творится что-то противозаконное. А вид у них такой представительный, что на пререкания с ними идут совсем уж отмороженные граждане.

Кстати, ни в коем случае не позволительно предлагать взятку. За «честное» нарушение интуриста могут и простить на первый раз, особенно если сносно изъясняешься на английском (американцы это очень уважают), но за попытку подкупа представителя власти сразу попадешь в «участок», без разговоров, в наручниках. А там уж как повезет. Лучше, конечно, заранее изучить правила поведения и соблюдать их, тогда никаких проблем вообще не будет.

Собственно, как не будет никаких проблем в общении с обычными американцами. Они, конечно, немного гордые в себе, но в целом простые, доброжелательные люди, всегда откликнутся и поздороваются, спросят, как дела и откуда, хотя ответ «из России» дополнительные эмоции (типа «о-о, е-е!») вызывают почему-то только у темнокожих американцев. Да, пусть улыбки кажутся искусственными, но это гораздо лучше, чем убежденное хамство. Кто-то ведь заметил: чтобы заработать миллион, надо на миллион улыбаться.

Как-то вечерком в курортном городке Санта-Барбара зашел в бар выпить бутылочку Budweiser. Картинка предстала прямо классическая: за стойкой женщина-барменша лет шестидесяти, но явно спортсменка и оптимистка по жизни — горящие глаза и сухопарое подвижное тело, а по эту сторону стойки сидят пожилые дядьки и с пивком в руках смотрят по телевизору американский футбол. При этом ноги у некоторых сложены на впереди стоящие сиденья.

Курящих белых американцев не увидеть, разве что где-нибудь в захолустье дымят личности, социально явно не обустроенные. Но налицо парадоксальное противоречие. С одной стороны — нация фанатеет на спорте, а с другой, почти не ходит пешком и разъедается не в меру. И особенно это видно по женщинам. Часто встречается два типа: или изможденные фитнесом и уже в преклонных годах, или наоборот, наделенные лишним весом и еще только в юном возрасте. Хотя в Калифорнии знаменитых супертолстяков не так уж и много.

И что еще сразу заметно — американцы аполитичны, даже, наверное, слишком. Наш автотур как раз совпал с выборами нового президента. По нынешним российским нормам, можно было ожидать истерию последних предвыборных дней, но не тут-то было! Ни в крупных финансовых, ни в скромных административных городах, нигде никакой наглядной и сколько-нибудь масштабной агитации не было видно. По телевизионным каналам и в газетах тема «шла», но чтобы кандидаты по-отечески смотрели на избирателей с рекламных щитов и плакатов, такого не было. Да и сам день выборов прошел совершенно незаметно. Даже непонятно, для кого стараются здешние кандидаты в президенты.

И все-таки, где законопослушные американцы (а таковых подавляющее большинство) выпускают пар, если по дорогам приходится ездить без всякого азарта? На специальных автодромах, коих по всей стране немало, и предназначены они не только для профессионального спорта. Одних только дорожек для драгрейсинга насчитывается более трех тысяч, отстроенных по всем правилам в окрестностях больших и малых городов. С учетом более ста классов и подклассов, упражняться в этом деле может любой желающий.

Конечно, любительские заезды на прямой или даже классические американские гонки по овалам, с точки зрения европейцев — баловство и шоу, не более того. Но у нас, например, в массовом значении нет и такого. Спортом, в том числе экстремальным, мы занимаемся на дорогах общего пользования. Со всеми катастрофическими последствиями. Мне кажется, еще есть, что открывать в Америке полезного, но нам почему-то проще ее для себя закрыть. В онлайн казино Гохбет игрокам доступные такие способы вывода денег как: Visa, Mastercard, Приват24, Webmoney, Qiwi, Bitcoin. Игрокам доступны такие валюты как: Гривны, Рубли, Доллары, Евро. Переходите и играйте только на официальном сайте онлайн казино Goxbet и получайте самые мощные джекпоты! Ну да, известное дело — идти своим путем.

Василий Ларин
Фото автора и Ефима Незванного

Автомаркет+Спорт № 18

Потерялась эмблема? Ну и фиг с ней, воткнем вместо нее любимую игрушку | Золотое кольцо США
«Поворота налево нет» — на сложных улицах Сан-Франциско информация зачастую крупно дублируется прямо на асфальте | Золотое кольцо США
Многие дорожные знаки точно такие же, как у нас | Золотое кольцо США
В пик предвыборной компании на улицах единственный PR можно встретить только в виде мелкого торговца, продающего значки с изображением кандидатов | Золотое кольцо США
«Спасибо за безопасное вождение» — вот таких надписей на фурах у нас точно не встретишь | Золотое кольцо США
Так вот запросто в глубинке можно увидеть круто лифтованный 4Runner еще первого поколения. И не для выставок, а для повседневных поездок | Золотое кольцо США
Узких извилистых горных дорог (и очень живописных) на западе США тоже хватает, но и на них соблюдены все меры безопасности, в том числе предусмотрено много площадок под обгон | Золотое кольцо США
Перед школами в дни занятий мигают красные светофоры, и скорость при этом ограничена в 15 миль/час | Золотое кольцо США
На смотровых площадках в исторических местах встречаются подробные информационные стенды, заключенные под стекло в массивные медные рамки. Площадки не охраняемые, но стекло никто не бьет, а рамки на цветмет не выковыривают | Золотое кольцо США
Как вам 0,5 «Столичной» аж за $23,99? Крепкая выпивка в США недешева, а продается только в специализированных магазинах, которые еще надо поискать! | Золотое кольцо США
Сакраменто. «Морда» этого Dodge Magnum полностью укрыта мягким чехлом. Морозов здесь нет, камней на дорогах тоже. Тогда зачем? Наверное, мода такая | Золотое кольцо США
Даже в сельской местности вязанку дров для пикника можно приобрести только в супермаркете | Золотое кольцо США
Школьные автобусы — одни из самых заметных участников движения. А их исполнение самое разное | Золотое кольцо США
Пожарные телеги 19 века в музее городка первых золотодобытчиков. Полностью работоспособная техника | Золотое кольцо США
Дрезина «в кузове раритетного Ford» — ну ничего святого у этих выдумщиков! | Золотое кольцо США
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог