Фестиваль автотюнинга. ВАЗ-21093
Просмотров: 5274
1 Января 2005

ДЕВЯТЫЙ ВАЛ

ВАЗ-21093

ВАЗ-21093
Головное устройство Pioneer — лишь часть приличного музыкального комплекса, а набалдашник на короткоходном рычаге КП дезинформирует, что передач у коробки всего пять...
Это были полчаса, которые потрясли мир. Впрочем, не столько сам мир с его вялотекущим, абсолютно заторможенным дорожным движением, сколько наше представление об особенностях передвижения по городским улицам. Описать словами увиденное и прочувствованное за столь короткий промежуток времени невозможно — воспаленный мозг сразу рисует перед мысленным взором предостерегающее «Не повторять! Опасно для жизни!» и отказывается вспоминать подробности. Безумные разгоны, жалобный вой резины в поворотах, мгновенные перестроения и никак не менее трех «g» на торможении — и все под аккомпанемент мощной аудиосистемы и крутящегося на 7000 об./мин. двигателя. Запредельные по восприятию и идеально выполненные в техническом плане маневры, завершенные задолго до того, как окружающие успевают отреагировать на их начало. Обиженные «гонщики» на мощных иномарках, пытающиеся пуститься в погоню и безнадежно отстающие уже через сотню метров, совершенно обалдевший водитель новой RAV4, только что прошедший на скорости под 200 км/час стоящую на обочине Байкальского тракта «девятку» и уже через несколько секунд вынужденный уступить ей левый ряд. Вряд ли они расскажут об этом своим знакомым — засмеют или просто не поверят. Между тем все сказанное — истинная правда, а солидный джентльмен с окладистой бородой и в профессорских очках, сидевший за рулем так нахально обставившего их ВАЗ-21093 — известный автогонщик, кандидат в мастера спорта Владимир Анисимов. А сама темно-зеленая, совершенно простая с виду и даже не тонированная «девятка» — его повседневный «гражданский» автомобиль...

ВАЗ-21093
Передние кресла позаимствованы у какой-то «приспортивленной» Toyota. Какой именно — сейчас никто не помнит
Когда в 2000 году выбор Владимира пал на уже не новый ВАЗ-21093, сей факт стал скорее закономерностью, чем случайным стечением обстоятельств, хотя сам автомобиль 1997 года выпуска с 1,5-литровым впрысковым двигателем и возник в поле зрения неожиданно. Бывшие ранее ВАЗ-2104 и ВАЗ-2106 с расточенными до 1,8 моторами оказались хороши всем, кроме одного — их классическая компоновка заставляла перед каждыми соревнованиями заново «привыкать» к спортивной переднеприводной «восьмерке», чтобы потом вновь «переучиваться» для езды на заднем приводе. «Девятка» же убивала сразу двух зайцев — и «спортивный» стаж не прерывается, и кое-какие «заряженные» детали в относительно щадящем режиме обкатать можно.

ВАЗ-21093
Чтобы внедрить в штатную комбинацию приборов шкалу тахометра, потребовалось переместить часть указателей и контрольных ламп
ВАЗ-21093
Скромных размеров «бочка» глушителя — едва ли не единственный элемент внешнего тюнинга
Однако жуткий дефицит тюнинговых запчастей, имевший место быть еще пять лет назад, не позволил сразу превратить ВАЗ-21093 в спортпрототип — все лучшее доставалось «восьмерке». Единственное, чем утешилась тогда «девяносто третья» — спортивными креслами от небольшого тойотовского купе (встали как родные, но что именно это была за Toyota — сейчас никто не вспомнит) и «либеральным» отечественным контроллером «Январь» вместо помешанного на экологии BOSCH. Машина оказалась весьма динамичной, но в полной мере ее талант раскрылся лишь с появлением должного количества тюнинговых деталей. Тогда же и возникла мысль использовать «девятку» в качестве стратегического полигона для проверки новых идей и обкатки очередных усовершенствований. Все-таки «гражданская» машина по определению эксплуатируется не в самых экстремальных режимах и вполне подходит для новых, еще не приработанных деталей. Хотя смотря что считать экстремальным режимом — двигатель этого ВАЗ-21093 прилично подхватывает с 5000 об./мин., великолепно чувствует себя после 6000 и спокойно крутится с непрерывным нарастанием тяги почти до 8000 об./мин. То есть живет за той чертой, которую абсолютное большинство его коллег переступить не в состоянии. А переступив, мгновенно умирают...

ВАЗ-21093
С виду подкапотное пространство ВАЗ-21093 не претерпело никаких изменений, разве что добавилась жестко привязанная к кузову самодельная распорка между передними стойками
Разумеется, без глубокой модернизации двигателя такой результат оказался бы недостижим. Тут надо сказать, что при работе над силовой частью «девятки» применялись как уже известные и хорошо зарекомендовавшие себя в автоспорте технологии, так и настоящие авторские ноу-хау. По понятным причинам мы не можем раскрыть всех секретов мастера, а потому ограничимся лишь поверхностным перечислением некоторых особенностей этого ВАЗ-21093. Итак, рабочий объем двигателя увеличен до 1,6 литра, а все его внутренности заменены на спортивные. Кованые поршни, облегченные клапаны с увеличенным диаметром седел и совершенно иной клапанный механизм, горбатый (по словам Владимира, очень горбатый) распредвал, легкий маховик, основательно переработанная система охлаждения и смазки плюс уникальная схема, позволившая избавиться от беды всех «заряженных» моторов — «продувания» прокладки между головкой и блоком цилиндров.

Под стать двигателю и коробка передач. Собранная в «десятом» корпусе, в результате многочисленных экспериментов с рядами и доработкой масляной системы, она стала совершенно особенной — 6-ступенчатой с передаточным числом главной пары 3,9 и короткоходным рычагом. Сцепление оставлено прежним — его характеристики кардинальных изменений не потребовали. От пробуксовки одного из ведущих колес спасает обыкновенная червячная блокировка дифференциала. В преодолении «с ходу» огромных выбоин и «лежачих полицейских» без всякого ущерба для автомобиля способствуют стойки Plaza Sport (точно такие же установлены и на спортивной «восьмерке»), а дополнительную жесткость обеспечивает самодельная, тщательно продуманная трехточечная распорка в моторном отсеке.

ВАЗ-21093
Shift-Light в тахометре Auto Gauge настроен на срабатывание при 5800 об./мин., но выполняется это требование далеко не всегда
А вот чего мы меньше всего ожидали, так это того, что «девятка»... звучит! Самостоятельно выполненная шумо- и виброизоляция салона, приличная «голова» Pioneer в центральной консоли, CD-чейнджер Pioneer под передним пассажирским креслом, массивные коаксиалы Pioneer в передних дверях и мощный сабвуфер JBL в багажнике. А вместе — чистейший звук во всем диапазоне частот. Наверное, мы действительно находились в плену странных стереотипов — хорошая музыка для серьезного именитого спортсмена оказалась отнюдь не вторична. Как и легкие штрихи по модернизации салона. Например, штатная панель приборов не имела собственного тахометра, что для такого автомобиля просто недопустимо. Пришлось переносить часть указателей и контрольных ламп, чтобы внедрить нужный прибор. Но ненадолго — слева от комбинации приборов появился большой круглый тахометр Auto Gauge с shift-лампой. Сигнал о необходимости переключиться на ступень выше настроен на 5800 об./мин., хотя на деле Владимир частенько этим пренебрегает. Однако при горящей красной лампе старается крутить двигатель уже не так интенсивно...

Внешне ВАЗ-21093, как мы уже упоминали, остался в абсолютно «стоковом» состоянии — никаких там обвесов или наклеек. Пятиспицевое литье да скромных размеров «бочка» глушителя — вот и все визуальные усовершенствования. От того-то, наверное, у большинства и не укладывается в голове, как такой неприметный автомобиль выполняет немыслимые с точки зрения здравого смысла трюки, и что за суперпилот им управляет. Впрочем, скоро многие детали с ВАЗ-21093 пройдут цикл испытаний и перебазируются на спортивную «восьмерку», уступив место очередным свежим идеям. Как тогда поедет эта машина — не знает пока никто.

ВАЗ-21093

Вячеслав СТАРЦЕВ

Автомаркет + Спорт № 16/2005

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог