Личное мнение. Чаевые
Просмотров: 4016
27 Марта 2009

Говорят, что коррупция на дорогах непобедима. Что гаишники брали, берут и будут брать. А кто-нибудь хоть пытался с этим бороться? Вся война со взятками на дорогах сводится к редким «рекламным» сюжетам по ТВ, да и то, наверное, «с поличным» берут тех инспекторов, кто чем-то не угодил начальству. Говорят, что в год пару человек из органов увольняют за этот грешок. Однажды (однажды!) даже возбудили дело против водителя, пытавшегося дать взятку. Учитывая, что взятки дают миллионы, а суммы исчисляются миллиардами, то вероятность попасться на этом чуть больше шанса стать первым россиянином, ступившим на Луну. По сути, сегодня дорожные инспекторы поставлены в такие условия — нищенская зарплата при почти полной безнаказанности и бесконтрольности за получение «оплаты на месте» — что не брать взятки на дороге все равно, что побрезговать лежащей под ногами тысячерублевой купюрой только лишь потому, что она в пыли. А для водителей, в свою очередь, сделали все возможное, что если не дать, значит, еще раз наказать самого себя.

Я убежден — со взятками на дорогах можно было покончить раз и навсегда, если бы это кому-нибудь было нужно. Не знаю, насколько реальна в нашей стране мера, применяемая почти повсеместно в мире — за взятку инспектор не только предстает перед судом, но и лишается ипотечного жилья, которое получает при поступлении на службу. Увольнение, штраф, или, при отягчающих обстоятельствах, тюрьма — ничто перед перспективой того, что твоя семья из-за каких-то мятых бумажек окажется на улице. Это начисто отбивает даже мысли о том, что на дороге можно заработать что-то еще, кроме зарплаты и очередного звания. Помню, в Турции гид рассказывал, что после введения этой меры взятки исчезли как понятие (и это при их «бакшишном» менталитете), а конкурс для поступления на службу стал — как у нас в МГИМО.

Ну ладно, черт с ними, с ипотечными кредитами — на это нужна политическая воля и деньги (сопоставимые, впрочем, с бюджетом заурядного футбольного клуба премьер-лиги). Реально работающие телефоны доверия (обязательно прописанные на борту), элементарные диктофоны-самописцы и видеокамеры в гаишных машинах — даже эти профилактические меры позволили бы на порядок уменьшить количество взяток на дорогах.

Опять затраты, хоть и сопоставимые с празднованием Дня милиции. Можно вообще ничего не тратить, наоборот, только зарабатывать. В государственную казну, естественно. Потому что сегодняшняя ситуация с оплатой штрафа как будто специально создана для того, чтобы у водителя даже мысли не возникло пойти по законному пути оплаты. Не «дать на месте» сегодня — значит, обречь себя на бессмысленные потери времени, нервов и незаработанных за это время денег. В итоге, получив квитанцию на какую-нибудь злосчастную сотню за нарушение правил парковки (размер штрафа за некоторые нарушения — тема отдельного разговора), нужно потратить пару часов, чтобы внести платеж на счет бюджета. Абсурд? Уверен, что нет — сознательная система для создания почвы для коррупции.

Прошлым летом в США я нашел под дворником штраф за просроченную парковку. Оплатить предлагалось по кредитной карте через сайт в Интернете (2 мин.), либо позвонив по специальному телефону, указанному здесь же, и продиктовав данные своей кредитки, после чего средства будут списаны с банковского счета (2 мин.). На оплату — 30 дней, после чего штраф удваивается. Впрочем, предлагалось заплатить штраф и лично — в одном из специальных пунктов приема платежей. Последнее я и выбрал — из журналистского любопытства. На все про все у меня ушло минут 10 — просто потому, что в «офисе» почти никого не было, кроме парочки асоциальных элементов (наверное, у них не было кредиток).

В России сегодня банковские карточки есть у многих, оплатить по ним можно все — от яхт до сигарет, но только не дорожные штрафы. Мы уже привыкли платить за все, включая коммунальные услуги, через платежные терминалы, которые понатыканы буквально на каждом углу. Но только не дорожные штрафы. Наконец, за многое сегодня можно заплатить, просто отправив СМС. Но, опять же, только не за дорожные штрафы.

А раз заплатить «в белую» сложно, большинство будет продолжать платить «в черную». То есть на месте. Хотя это и не штрафы уже, а так — чаевые.

Ефим Незванный

Автомаркет+Спорт № 11

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог