Альтернатива. Судно на воздушной подушке «Хивус-10»
Просмотров: 7743
21 Августа 2012
 Статья из архива (2004 год)

ПО ВОДЕ И ПОСУХУ


ВПЕРВЫЕ НА БАЙКАЛЕ – ЭКСКУРСИОННЫЕ ПОЕЗДКИ НА СУДНЕ «ХИВУС-10»

Ему не страшны никакие коварные байкальские трещины и пропарины, он одинаково легко идет как по воде, так и по льду, способен преодолевать отмели, пологие береговые склоны, может двигаться по мелководью, глубокому снегу и болотам. Благодаря этим особенностям его можно эксплуатировать и в межсезонье, когда перестает ходить обычный водный транспорт и еще нет возможности передвигаться по льду на автомобиле. Ранней весной судно способно перемещаться по рассыпчатому игольчатому льду, когда не то что на машине, но даже пешеходу пройти по льду уже невозможно. Судно непотопляемо, и даже при разрыве всех восьми секций надувных двухъярусных скегов, остается на плаву, так как его корпус выполнен герметичным, как у лодки. Оно оборудовано шестилопастным тяговым вентилятором и двумя вентиляторами для наддува воздушной подушки. Одним словом, альтернативы этому судну на Байкале в межсезонье нет. К тому же среди его неоспоримых преимуществ в безопасности и скорости перемещения по льду Байкала стоит добавить, что берет он в два раза больше пассажиров, чем легковой автомобиль (8 мест), и для его проводки не требуется нанимать местных ледовых проводников: трещины он преодолевает, не замечая, под любым углом движения.

Идея передвижения на амфибиях по воде и снегу не нова, но только недавно стали доступны для всех желающих по-настоящему надежные аэроходы. Выпуск многоцелевых амфибийных катеров на воздушной подушке в 4-местном, 9- и 32-местном исполнении освоили в Нижнем Новгороде.

Амфибийный катер «Хивус-10» оборудован малошумным, воздушным винтом. В кабине шум примерно такой же, как в УАЗике. На 6-местном катере установлен уазовский двигатель мощностью 110 л.с., который работает на бензине А-92. При расходе 17 литров в час и емкости топливных баков 120 л дальность хода достигает до 500 км. На 4-местном катере установлен двигатель от «Нивы». На 10-местном катере двигатель ЗМЗ-409 мощностью 149 л.с. с расходом топлива 20 литров в час. По воде катер разгоняется до 60 км/час, по снегу до 90-110 км в час. Водоизмещение катера 1670 кг, полезная нагрузка 800 кг. Длина — 7,55 м, ширина — 3,3 м. Количество мест — 9.

Катер имеет просторный салон, в котором даже в сильные морозы поддерживается комфортная температура. Окна в салоне расположены по всему периметру, что дает прекрасный обзор. При необходимости катер на автомобильном прицепе по автодорогам общего пользования может легко быть переброшен в любой водный бассейн.

Подобных катеров-амфибий на Байкале пока единицы. Один для организации спасательных работ есть у МЧС, второй — 4-местный «Пегас» — у турбазы «Прибайкальская», третий, только что приобретенный прямо на заводе ООО «Аэроход» в Нижнем Новгороде, у туристическо-экскурсионной фирмы «Вездеход» (тел.: 388-814), которая намерена на базе таких катеров-амфибий предложить иркутянам и гостям Байкала маршруты зимой по льду Байкала и по рекам Прибайкалья летом.

Мы решили испытать его в деле на маршруте Иркутск — бухта Песчаная и договорились о льготной аренде на первый коммерческий рейс. Стоимость полной аренды катера — 17000 руб. в сутки, одного ходового часа — 1750 руб. Для сравнения стоимость аренды катера типа «Ярославец» 12000-14000 руб. в сутки.

Итак, в назначенный день в 8.30 утра, экипированные в пуховики и укомплектованные на всякий случай раскладными стульчиками, старинным дровяным самоваром, термосами с горячим чаем, биноклями, GPS для навигации и другим экспедиционным снаряжением, мы собрались на льду возле ледокола «Ангара». Пока ждали катер, фотографировались и заправляли его бензином (двигатель как на УАЗах — ЗМЗ-409, расход топлива около 20 л/час), незаметно прошел целый час.

Время 9.30. Мы стартуем из Иркутска по льду водохранилища к истоку Ангары. Первые впечатления: мягкий ход по наддувам снега, можно делать записи в блокноте на ходу, в салоне не шумно — можно разговаривать, не напрягаясь. Судно одинаково ровно идет как по снежной целине, так и по своему собственному следу. Никаких автомобильных следов на льду водохранилища мы не пересекаем. С помощью спутникового навигатора замеряем скорость (по итогам поездки, максимально зафиксированная скорость — 93,5 км/час, средняя путевая — 37 км/час). Для сравнения: катер типа «Ярославец» идет со скоростью 16-18 км/час.

Внутри салона тепло — можно ехать без верхней одежды. В проходе мы устанавливаем раскладной столик с традиционной походной сервировкой — это получается значительно удобнее и лучше, чем в самолетах. Боковые иллюминаторы не имеют обдува и скоро покрываются изморозью. Не запотевают только передние стекла водителя и штурмана. Невольно отмечаем недостатки компоновки салона: намертво прикрученные к полу кресла, их шаг не регулируется, не предусмотрена и их трансформация в спальные места. Для дальних путешествий такая возможность раскладки кресел была бы полезной.

 

 

До истока Ангары с незамерзающей полыньей мы добираемся практически за то же время, что и на автомобиле по Байкальскому тракту. Исток парит, и из-за сильного ветра на поверхности воды видны белые барашки. Исток Ангары самый широкий и крупный в мире. Его особенность — незамерзающая полынья длиной 3-5 км, она существует благодаря большой скорости и постоянной положительной температуре глубинной воды, вытекающей из Байкала. Полное замерзание полыньи зафиксировано лишь один раз за 300 последних лет. На подходе к полынье река набила много торосистого льда и приходится искать проход для спуска в воду по низкому заснеженному берегу. Скорость течения здесь колеблется от 1,1 км/час при высоком уровне воды и до 5,1 км/час при низком. Переход со льда на воду для пассажиров практически не ощутим, катер немного сбавил скорость, чтобы не забрызгать винт и уверенно пошел по воде. На крыше катера есть два люка, которые почему-то открываются навстречу друг другу и поэтому не могут быть откинуты горизонтально одновременно, это мешает портретной съемке в истоке — крышка одного из люков постоянно находится в центре кадра. Зато для случайных зевак на берегу появление катера на воздушной подушке на кромке льда было сенсацией, многие торопятся запечатлеть это событие на память. Кромка байкальского льда в истоке освещена ярким солнцем: весь туман ветром сдувается ниже по течению реки. Несмотря на ветрозащитные очки и поднятый капюшон, долго находиться на ветру при движении катера не совсем уютно — все-таки не лето!

После остановки в Листвянке в 11.50 мы выходим на заснеженные просторы байкальского льда. Очень быстро редкие машины, выехавшие на лед вблизи Листвянки, остаются позади. В 12.15 мы уже напротив пос. Б. Коты. Лед в этом году заметно хуже прошлогоднего. В отдельных местах его толщина не превышает 40-45 см. Из-за этого не стали даже пробивать дорогу для грузовых машин из Б. Голоустного в бухту Песчаная. Бросается в глаза большое количество не смерзающихся трещин — в прошлом году такого не было. При движении на автомобиле здесь были бы большие проблемы: трещины широкие и их много, не всякую можно перепрыгнуть на скорости, да и объезд еще надо найти среди торосов. Зато на «Хивусе» никаких проблем: хочешь, останавливайся прямо поперек самой широкой трещины, если нет торосов, можно вообще ехать над трещиной ради развлечения. Единственная и реальная опасность — пропороть пятислойную ткань надувных скегов на скорости об острие торчащих льдин. Среди торосов приходится маневрировать на малой скорости. Несколько раз катер садится среди торосов, но при помощи наддува и мускульной помощи его легко развернуть на месте в нужном направлении.

Управление катером производится с помощью трех воздушных рулей с приводом от автомобильного руля. Воздушный винт поднимает клубы снега, и за судном образуется на пушистом снегу эффектный снежный шлейф. Преодоление торосистых полей вносит оживление в дорогу. Практически весь лед равномерно закрыт толстым снегом. Заснеженная целина без открытого зеркального льда характерна на всем протяжении от пос. Листвянка до бухты Песчаная. Небольшие участки гладкого льда наблюдаются только напротив устья реки Б. Голоустная, здесь сильный ветер из долины сдувает весь снег. Недаром эта местность и была прозвана голым устьем.

Машин на льду встречаем мало: от Листвянки до Б. Котов насчитали семь, одну встретили около мыса Б. Кадильный и две машины встретились по пути в бухту Песчаная. Около мыса Кадильный застали рядом с трещиной только что поднятый из воды четырехколесный мотоцикл и закутанного с ног до головы во все сухое, промокшего насквозь незадачливого водителя. После «купания» мотоцикл не заводился, и его готовили к буксированию в Листвянку. Напротив мыса Кадильный ежегодно образуется большая пропарина, отсюда обычно начинается вскрытие льда на Байкале.

Еще несколько раз мы останавливались для фотографирования около широких трещин, которые невозможно было даже перепрыгнуть с разбега. Для машины они непреодолимы, но на «Хивусе» проходятся незамеченными, без остановки. Подходили к береговым скалам и торосам и в 14.30 были у Бакланьего камня, расположенного в 2,5 км от мыса Малая Колокольня в бухте Песчаная.

Технические характеристики

Водоизмещение полное

1670 кг

Масса полезной нагрузки

800 кг

Пассажировместимость

9 чел.

Длина габаритная

7,55 м

Ширина габаритная (транспортировочная)

3,30 (2,5) м

Высота габаритная

2,55 м

Двигатель

ЗМЗ-409 (бенз)

Мощность двигателя

105 кВт/143 л.с.

Крейсерская скорость хода по воде

50 км/час

Крейсерская скорость хода по снегу

70 км/час

Угол преодолеваемого подъема

6%

Клиренс

0,5 м

Высота преодолеваемого препятствия

0,4 м

Расход топлива

20 л/час

Емкость топливных баков

120 л

Дальность хода

до 400 км

Минимальная эксплуатационная температура

-40°С

Допустимая скорость ветра

15 м/с

Закончив обмеры гротов, у подножия Малой Колокольни мы встали на обед. Вот здесь нам и пригодился бабушкин самовар с привезенными для него дровами и раскладные стульчики со столиком. На солнце под защитой скалы от ветра было тепло и сиделось настолько комфортно, что только с неизбежным приближением заката солнца, в 17.00, мы вынуждены были упаковаться для обратной дороги. Было уже ясно, что засветло мы вернуться не успеем, и исток Ангары придется проходить при свете фар. Но вдоволь посидеть за походным столиком с дымящимся самоваром на заснеженном льду в 160 км от Иркутска у подножия скалы Малая Колокольня по-настоящему здорово!

Обратная дорога пролетела на удивление быстро. С закатом солнца, а это случилось на траверсе Большой Голоустной после 18.00, начал крепчать попутный ветер. По льду заметно струилась снежная поземка, и катер стал хуже слушаться воздушных рулей, периодически отказываясь ехать носом и скользя по снегу и льду боком. Несколько раз ветер неожиданно крутанул наш катер на 180 градусов, но он вел себя устойчиво и даже не накренялся, как это обычно происходит с автомобилями. Возвращались по своему треку — зафиксированному в навигационном приборе GPS координатному электронному следу, это заметно экономило время для поиска прохода через торосы. В сумерках ветер настолько окреп, что неосторожно открытую дверь так хлестануло о борт ветром, что она полностью оторвалась от петель и была поймана в полете руками. Хорошо еще, что оторванная дверка надежно фиксировалась в проеме уцелевшим замком. В 19.30 мы были снова перед полыньей ангарского истока. На этот раз в истоке свирепствовал настоящий ураган. Стоячие волны колыхали месиво разбитых льдин, которые наползали друг на друга. В свете мощных фар были видны брызги, отрываемые ветром от гребешков волн. Переднее стекло непрерывно забрызгивала вода, и дворник не справлялся со стремительным обледенением стекла. Не помогала даже специальная жидкость против обледенения, предварительно залитая в бачок омывателя. В этих условиях наибольшую опасность обледенения представляли шесть вращающихся лопастей винта. Стоит им покрыться толстым слоем льда, и движение катера застопорится из-за потери аэродинамических свойств лопастей и возможного разрушения ротора двигателя. Мы надеялись успеть проскочить исток до полного обледенения, но оказалось, что перехитрить природу невозможно. Сначала катер потерял ход, а затем и изменился звук от работы вентилятора. Все! Под жалобное похрустыванье колыхающих льдин о борта застывшего катера теперь можно было бесконечно долго слушать плеск воды и шаманское нашептывание порывов ветра. Свет фар временами вырывал из темноты кромку обледенелого берега, но вскоре и она исчезла в кромешной тьме. В этой нештатной ситуации поступило только два предложения: соскабливать лед с лопастей, привязавшись к катеру веревкой, зависнув на корме над водой, а второе: облить лопасти кипятком из термоса и протереть своей сухой одеждой. Экспериментальная проверка высказанных предложений, проведенная в кромешной темноте, на сильном ветру и обледенелом, качающемся по милости волн, корпусе катера, к тому же не имеющем ограждений, быстро показала тщетность этих попыток. Поэтому, трезво рассудив, что течение рано или поздно нас куда-то все равно принесет, мы терпеливо ждали берега или кромки льда еще около часа, за это время были полностью исчерпаны последние продовольственные запасы. Наконец, в 20.45 непотопляемый катер-амфибию «Хивус-10» прибило течением к кромке льда, кратковременно удалось создать тягу обледенелыми лопастями, и катер выскочил из воды на тонкий припай льда, откатился от воды на 100 метров и замер для методичной ручной очистки лопастей винта от ледяной корки.

К 10 вечера мы были снова в Иркутске у вмерзшего в лед легендарного ледокола «Ангара», откуда утром стартовали в необычное путешествие. Общее мнение всех участников поездки: у этой амфибии на воздушной подушке бесспорное преимущество перед автомобилями на ледовых байкальских дорогах!

Сергей ВОЛКОВ

"Автомаркет+Спорт" №11 19.03.04

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог